Статья 23: Государство основывается на следующих тринадцати аппаратах:

1. Халиф (глава государства);

2. Муавин тафвид (уполномоченный помощник);

3. Муавин танфиз (исполнительный помощник);

4. Валий (губернатор);

5. Амир джихада;

6. Внутренняя безопасность;

7. Внешняя безопасность;

8. Промышленность;

9. Къада (юстиция);

10. Административный аппарат (интересы людей) ;

11. Байт уль-Маль;

12. СМИ;

13. Маджлис уль-Умма (шура и мухасаба — совет и отчёт).

 

Доказательством этому служит то, что Посланник (с.а.с.) основал аппарат государства именно по этому примеру. Посланник (с.а.с.) сам был руководителем государства и приказал мусульманам устанавливать халифа (Имама). Этим самым он (с.а.с.) велел мусульманам устанавливать себе руководителя государства. От Нафиа, со слов Абдуллаха ибн Умара, сообщается следующее:

مَنْ خَلَعَ يَدًا مِنْ طَاعَةٍ، لَقِيَ اللَّهَ تَعَالَى   يَوْمَ الْقِيَامَةِ لاَ حُجَّةَ لَهُ، وَمَنْ مَاتَ لَيْسَ فِي عُنُقِهِ بَيْعَةٌ مَاتَ مِيتَةً جَاهِلِيَّةً

«Тот, кто отойдёт от подчинения, тот встретится в Судный День с Аллахом, не имея оправдания, и тот, кто умер, не имея присяги, тот умер смертью времён невежества» (Муслим).

Речь идёт здесь о присяге халифу. Сподвижники (р.а.) были единогласны в необходимости установления халифа после смерти Посланника Аллаха (с.а.с.). Подтверждение единогласного мнения сподвижников в вопросе установления халифа проявляется в том, что они запоздали с похоронами Посланника Аллаха (с.а.с.) после его смерти по причине того, что они были заняты выбором халифа после него (с.а.с.).

Что касается муавинов (помощников), то доказательством на это является то, что передаёт Абу Давуд с хорошим иснадом от Аиши (р.а.), что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

إِذَا أَرَادَ اللَّهُ بِالأَمِيرِ خَيْرًا جَعَلَ لَهُ وَزِيرَ صِدْقٍ، إِنْ نَسِيَ ذَكَّرَهُ وَإِنْ ذَكَرَ أَعَانَهُ. وَإِذَا أَرَادَ بِهِ غَيْرَ ذَلِكَ جَعَلَ لَهُ وَزِيرَ سُوءٍ، إِنْ نَسِيَ لَمْ يُذَكِّرْهُ وَإِنْ ذَكَرَ لَمْ يُعِنْهُ

« Когда Аллах желает правителю блага, Он даёт ему правдивого визиря, напоминающего ему, если он забывает (о каком-нибудь деле), и оказывающего ему помощь, если он помнит (о нём). Когда же Он желает ему иного, то даёт ему плохого визиря, который не напоминает ему, если он забывает, и не оказывает ему помощи, если он помнит» . Также то, что передаёт ат-Тирмизи от Абу Саида аль-Худрий (р.а.), что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

مَا مِنْ نَبِيٍّ إِلاَّ وَلَهُ وَزِيرَانِ مِنْ أَهْلِ السَّمَاءِ، وَوَزِيرَانِ مِنْ أَهْلِ الأَرْضِ، فَأَمَّا وَزِيرَايَ مِنْ أَهْلِ السَّمَاءِ فَجِبْرِيلُ وَمِيكَائِيلُ، وَأَمَّا وَزِيرَايَ مِنْ أَهْلِ الأَرْضِ فَأَبُو بَكْرٍ وَعُمَرُ

«У каждого пророка есть два визиря из обитателей небес и два визиря из обитателей земли. Мои визири на небесах — это Джабраил и Микаил, а на земле — Абу Бакр и Умар» .

Здесь смысл слов «два визиря» означает «два моих помощника (муавина)», т.к. это есть прямое лексическое значение. Что же касается смысла слова «визирь», которое принято сегодня ассоциировать с министром, то этот термин — западного происхождения, который не известен для мусульман и противоречит системе правления в Исламе, как это уже объяснялось в главе, касающейся системы правления.

Что же касается исполнительного помощника, то он назывался «аль-катиб» во времена Посланника Аллаха (с.а.с.) и праведных халифов. Его задачей является помощь халифу в исполнении, контроле и проведении дел. Приводит Бухари от Зайда ибн Сабита:

أَنَّ النَّبِيَّ، صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، أَمَرَهُ أَنْ يَتَعَلَّمَ كِتَابَ الْيَهُودِ حَتَّى كَتَبْتُ لِلنَّبِيِّ، صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، كُتُبَهُ وَأَقْرَأْتُهُ كُتُبَهُمْ إِذَا كَتَبُوا إِلَيْهِ

«Пророк Мухаммад (с.а.с.) приказал мне научиться ивриту. Дошло до того, что я участвовал в переписке между Посланником Аллаха (с.а.с.) и евреями. Я писал для Пророка (с.а.с.) и зачитывал ему то, что приходило от них» .

Передаёт ибн Исхакъ от Абдуллаха ибн Зубайра:

أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ ، صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، اسْتَكْتَبَ عَبْدَ اللَّهِ بْنَ الْأَرْقَمِ بْنِ عَبْدِ يَغُوثَ، وَكَانَ يُجِيبُ عَنْهُ الْمُلُوكَ

«Посланник Аллаха (с.а.с.) просил Абдуллаха ибн аль-Аркъама ибн Абди Ягуса писать письма. Он писал ответные письма королям от имени Пророка (с.а.с.)...» .

Передаёт Хаким в книге «Аль-Мустадрак» и вз-Захабий от Абдуллаха ибн Умара (р.а.), сказав:

أَتَى النَّبِيَّ، صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، كِتَابُ رَجُلٍ، فَقَالَ لِعَبْدِ اللَّهِ بْنِ الْأَرْقَمِ: أَجِبْ عَنِّي، فَكَتَبَ جَوَابَهُ ثُمَّ قَرَأَهُ عَلَيْهِ، فَقَالَ: أَصَبْتَ وَأَحْسَنْتَ، اللَّهُمَّ وَفِّقْهُ، فَلَمَّا وَلِيَ عُمَرُ كَانَ يُشَاوِرُهُ

«К Пророку (с.а.с.) пришло письмо, и он сказал Абдуллаху ибн аль-Аркаму: «Ответь за меня». Тогда он написал ответ и прочитал его перед Пророком (с.а.с.), на что он сказал: «Ты правильно написал. О Аллах, дай ему успех». Когда же Умар стал правителем, он часто обращался к Абдуллаху ибн аль-Аркаму за советом» .

Что же касается валиев, то Бухари и Муслим передают от Абу Бурды:

بَعَثَ رَسُولُ اللَّهِ، صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، أَبَا مُوسَى وَمُعَاذَ بْنَ جَبَلٍ إِلَى الْيَمَنِ، قَالَ: وَبَعَثَ كُلَّ وَاحِدٍ مِنْهُمَا عَلَى مِخْلَافٍ، قَالَ: وَالْيَمَنُ مِخْلَافَانِ

«Посланник Аллаха (с.а.с.) отправил Абу Мусу и Муаза ибн Джабаля валиями в Йемен, в его разные части. Йемен состоял из двух вилаятов» .

У Муслима так же передаётся от Абу Мусы, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

لَنْ أَوْ لَا نَسْتَعْمِلُ عَلَى عَمَلِنَا مَنْ أَرَادَهُ، وَلَكِنِ اذْهَبْ أَنْتَ يَا أَبَا مُوسَى أَوْ يَا عَبْدَ اللَّهِ بْنَ قَيْسٍ، فَبَعَثَهُ عَلَى الْيَمَنِ ثُمَّ أَتْبَعَهُ مُعَاذَ بْنَ جَبَلٍ

«… м ы никогда не назначаем (или: не назначим) правителем того, кто сам добивается этого! Ступай же, о Абу Муса (или: о 'Абдуллах ибн Кайс)» . Абу Бурда сказал: «И (Пророк (с.а.с.)) послал (Абу Мусу) в Йемен, а следом за ним отправил Муаза ибн Джабаля» .

Также у Бухари и Муслима приводится от Амра ибн Авфа аль-Ансарий:

وَكَانَ رَسُولُ اللَّهِ، صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، هُوَ صَالَحَ أَهْلَ الْبَحْرَيْنِ، وَأَمَّرَ عَلَيْهِمُ الْعَلَاءَ بْنَ الْحَضْرَمِيِّ

«… и Посланник Аллаха (с.а.с.) помирил жителей Бахрейна и установил над ними правителя аль-Аля ибн аль-Хадрамийя» .

Ибн Абдуль-Барр с казал в книге «Аль-Истиаб»: «Посланник Аллаха (с.а.с.) установил валием в Омане Амра ибн аль-Аса, который оставался там валием до самой смерти Посланника Аллаха (с.а.с.)».

Что же касается амира джихада, то доказательство относительно него исходит из Сунны:

Передаёт Ибн Саъд в книге «Ат-Табакъат» , что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

أَمِيرُ النَّاسِ زَيْدُ بْنُ حَارِثَةَ، فَإِنْ قُتِلَ فَجَعْفَرُ بْنُ أَبِي طَالِبٍ، فَإِنْ قُتِلَ فَعَبْدُ اللَّهِ بْنُ رَوَاحَةَ، فَإِنْ قُتِلَ فَلْيَرْتَضِ الْمُسْلِمُونَ بَيْنَهُمْ فَيَجْعَلُوهُ عَلَيْهِمْ

«Амиром будет Зайд ибн Хариса. Если Зайд погибнет, то предводительство перейдёт к Джафару ибн Абу Талибу, если и он погибнет, то к Абдуллаху ибн Равахе, если и он погибнет, тогда мусульмане должны будут выбрать себе амира» .

Передаёт Бухари от Абдуллаха ибн Умара:

أَمَّرَ رَسُولُ اللَّهِ، صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، في غزوة مؤتة زَيْدَ بْنَ حَارِثَةَ...

«Пророк (с.а.с.) назначил амиром в битве у Муты Зайда ибн Харису…» .

Передаёт Бухари в хадисе от Салама ибн Акваъ:

غَزَوْتُ مَعَ النَّبِيِّ، صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، سَبْعَ غَزَوَاتٍ وَغَزَوْتُ مَعَ ابْنِ حَارِثَةَ، اسْتَعْمَلَهُ عَلَيْنَا

«Я принимал участие в сражениях вместе с Пророком (с.а.с.) семь раз, а также сражался под предводительством Зайда ибн Харисы, которого назначили над нами амиром» .

Передают Муслим и Бухари, что Абдуллах ибн Умар (р.а.) сказал:

بَعَثَ النَّبِيُّ، صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، بَعْثًا وَأَمَّرَ عَلَيْهِمْ أُسَامَةَ بْنَ زَيْدٍ، فَطَعَنَ بَعْضُ النَّاسِ فِي إِمَارَتِهِ، فَقَالَ النَّبِيُّ، صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: أَنْ تَطْعُنُوا فِي إِمَارَتِهِ فَقَدْ كُنْتُمْ تَطْعُنُونَ فِي إِمَارَةِ أَبِيهِ مِنْ قَبْلُ، وَايْمُ اللَّهِ إِنْ كَانَ لَخَلِيقًا لِلْإِمَارَةِ...

«Посланник Аллаха (с.а.с.) отправил войско, поставив во главе Усаму ибн Зайда. И некоторым людям не понравилось это. Тогда Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Выражаете своё недоверие к его власти, ведь вы и ранее не доверяли власти его отца, а, клянусь Аллахом, он создан для этого...» .

Передаёт Муслим от Бурайды, который сказал:

كَانَ رَسُولُ اللَّهِ، صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، إِذَا أَمَّرَ أَمِيرًا عَلَى جَيْشٍ أَوْ سَرِيَّةٍ، أَوْصَاهُ

«Когда Посланник Аллаха (с.а.с.) назначал амира над войском, он наставлял его...» .

Что касается внутренней безопасности, то этот отдел возглавляется начальником полиции. Этот отдел занимается делами обеспечения стабильности и безопасности на территории Ислама, но если отдел не справляется со своей миссией, то, с разрешения халифа, этим занимается армия. Доказательством этого служит то, что передаёт Бухари от Анаса:

كَانَ قَيْسُ بْنُ سَعْدٍ مِنَ النَّبِيِّ، صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، بِمَنْزِلَةِ صَاحِبِ الشُّرَطِ مِنَ الْأَمِيرِ

«Кайс ибн Саъд занимал при Пророке (с.а.с.) должность начальника полиции» .

Что касается отдела внешних отношений, то Пророк (с.а.с.) налаживал отношения с иностранными государствами. Например, он отправил Усмана ибн Аффана для ведения переговоров с курайшитами, а также сам вёл переговоры с их послами. Также он (с.а.с.) принимал иностранных послов и сам отправлял послов к правителям иностранных государств, заключал договоры и соглашения. Пришедшие после него халифы так же налаживали внешнеполитические отношения. Иногда они назначали для этих целей определённого человека в качестве заместителя или помощника, которые, в свою очередь, имели право иметь представителей и помощников.

Что касается отдела промышленности, то доказательства этому взяты из Корана и Сунны. Всевышний Аллах говорит:

وَأَعِدُّوا لَهُمْ مَا اسْتَطَعْتُمْ مِنْ قُوَّةٍ وَمِنْ رِبَاطِ الْخَيْلِ تُرْهِبُونَ بِهِ عَدُوَّ اللَّهِ وَعَدُوَّكُمْ وَآخَرِينَ مِنْ دُونِهِمْ لا تَعْلَمُونَهُمُ اللَّهُ يَعْلَمُهُمْ وَمَا تُنْفِقُوا مِنْ شَيْءٍ فِي سَبِيلِ اللَّهِ يُوَفَّ إِلَيْكُمْ وَأَنْتُمْ لا تُظْلَمُونَ

«Приготовьте против них, сколько можете силы и боевых коней, чтобы устрашить врага Аллаха и вашего врага, а также тех, которых вы не знаете, но которых знает Аллах. Что бы вы ни израсходовали на пути Аллаха, вам будет возвращено сполна, и с вами не поступят несправедливо» (8:60).

Передаёт Ибн Саад в книге «Ат-Табакъат» от Макхуля :

أَنَّ النَّبِيَّ، صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، نَصَبَ الْمِنْجَنِيقَ عَلَى أَهْلِ الطَّائِفِ أَرْبَعِينَ يَوْمًا

«Посланник Аллаха (с.а.с.), установил катапульту против жителей Таифа и осаждал их на протяжении сорока дней» .

Сказал аль-Вакъидий в книге «Аль-Магъазий»:

وَشَاوَرَ رَسُولُ اللَّهِ، صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، أَصْحَابَهُ، فَقَالَ لَهُ سَلْمَانُ الْفَارِسِيُّ: يَا رَسُولَ اللَّهِ ! أَرَى أَنْ تَنْصِبَ الْمِنْجَنِيقَ عَلَى حِصْنِهِمْ، فَإِنَّا كُنَّا بِأَرْضِ فَارِسَ نَنْصُبُ الْمِنْجَنِيقَاتِ عَلَى الْحُصُونِ، وَتُنْصَبُ عَلَيْنَا. فَنُصِيبُ مِنْ عَدُوِّنَا، وَيُصِيبُ مِنَّا بِالْمِنْجَنِيقِ، فَإِنْ لَمْ يَكُنْ مِنْجَنِيقٌ طَالَ الثَّوَاءُ. فَأَمَرَهُ رَسُولُ اللَّهِ، صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، فَعَمِلَ مِنْجَنِيقًا بِيَدِهِ، فَنَصَبَهُ عَلَى حِصْنِ الطَّائِفِ

«Посланник Аллаха (с.а.с.) посоветовался со своими сподвижниками, и Сальман аль-Фарисий сказал ему: «О Посланник Аллаха! Я вижу, что нужно установить катапульту против их крепости. Мы в Персии устанавливали катапульты на высотах и поражали наших врагов, и они устанавливали их против нас. Мы поражали наших врагов катапультами, и они поражали нас, а если не было катапульт, то всё затягивалось». Тогда Посланник Аллаха (с.а.с.) приказал ему, и он сделал катапульту своими руками и установил её напротив стен Таифа…» .

Ибн Исхакъ в книге по жизнеописанию Пророка говорит:

حَتَّى إِذَا كَانَ يَوْمَ الشَّدْخَةِ عِنْدَ جِدَارِ الطَّائِفِ، دَخَلَ نَفَرٌ مِنْ أَصْحَابِ رَسُولِ اللَّهِ، صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، تَحْتَ دَبَّابَةٍ، ثُمَّ زَحَفُوا بِهَا إِلَى جِدَارِ الطَّائِفِ لِيَخْرُقُوهُ

« Наступил день прорыва стены Таифа. Группа сподвижников Пророка подошла к стене под прикрытием даббабы — специального приспособления для осады крепости, чтобы прорвать её…» .

«Приготовить» то, что устрашает врага, является обязанностью, а это возможно только путём производства. Следовательно, производство, или промышленность, становится обязанностью на основе правила «То, без чего невозможно достичь обязательного, тоже стаёт обязательным» . У правляет промышленностью халиф или тот, кто заменяет его.

Что касается къада — судопроизводства, то Пророк (с.а.с.) сам судил между людьми, а также назначал кого-то судьёй между людьми. Что касается его самого, то есть его судейства, то от Умм Саламы (р.а.) передаётся, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

إِنَّمَا أَنَا بَشَرٌ وَإنَّكُمْ تَخْتَصِمُونَ إلَيَّ، وَلَعَلَّ بَعْضَكُمْ أَنْ يَكُونَ أَلْحَنَ بِحُجَّتِهِ مِنْ بَعْضٍ وَأَقْضِيَ لَهُ عَلَى   نَحْوٍ مَا أَسْمَعُ، فَمَنْ قَضَيْتُ لَهُ مِنْ حَقِّ أَخِيهِ شَيْئًا فَلَا يَأْخُذْ، فَإِنَّمَا أَقْطَعُ لَهُ قِطْعَةً مِنْ النَّارِ

« Поистине, я — только человек, а вы приходите ко мне со своими спорами, и может быть так, что один из вас будет более убедителен в своих аргументах, чем другой, и тогда я вынесу решение в его пользу на основании того, что услышу. Если я вынесу решение в пользу одного из вас, тем самым нарушив право другого, то первый пусть не смеет брать себе из прав второго ничего, потому что тем самым я выделяю ему кусок огня» (Бухари и Муслим).

Передают, что Абу Хурейра и Зейд ибн Халид аль-Джухани (р.а.) рассказывали, что однажды к Посланнику Аллаха (с.а.с.) пришли бедуины, и один из них сказал:

جَاءَ أَعْرَابِيٌّ، فَقَالَ: يَا رَسُولَ اللَّهِ، اقْضِ بَيْنَنَا بِكِتَابِ اللَّهِ، فَقَامَ خَصْمُهُ، فَقَالَ: صَدَقَ، اقْضِ بَيْنَنَا بِكِتَابِ اللَّهِ

«О Посланник Аллаха! Рассуди нас в соответствии с книгой Аллаха». Тогда человек, с которым у него была тяжба, встал и сказал: «Да, он правду сказал, рассуди между нами в соответствии с писанием Аллаха…» (передают Бухари и Муслим).

Относительно его (с.а.с.) назначения судей вместо себя передаёт аль-Хаким, сказав, что хадис сахих на основе условий двух шейхов (Бухари и Муслима), а также Захабий от Ибн Аббаса (р.а.) следующее:

بَعَثَ النَّبِيُّ، صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، إِلَى الْيَمَنِ عَلِيًّا، فَقَالَ: عَلِّمْهُمُ الشَّرَائِعَ، وَاقْضِ بَيْنَهُمْ. قَالَ: لاَ عِلْمَ لِي بِالْقَضَاءِ، فَدَفَعَ فِي صَدْرِهِ، فَقَالَ: اللَّهُمَّ اهْدِهِ لِلْقضَاءِ

«Посланник Аллаха (с.а.с.) отправил Али в Йемен и сказал ему: «Обучи их Шариату и суди между ними». Али сказал: «У меня нет знаний, чтобы вершишь суд», — после чего Посланник (с.а.с.) положил свою руку на грудь Али и сказал: «О Аллах! Обучи его суду» .

Также аль-Хаким и Захаби передают от Али (р.а.):

بَعَثَنِي رَسُولُ اللَّهِ، صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، إِلَى الْيَمَنِ فَقُلْتُ: تَبْعَثُنِي إِلَى قَوْمٍ ذَوِي أَسْنَانٍ، وَأَنَا حَدَثُ السِّنِّ. قَالَ: إِذَا جَلَسَ إِلَيْكَ الْخَصْمَانِ فَلا تَقْضِ لأَحَدِهِمَا حَتَّى تَسْمَعَ مِنَ الآخَرِ، كَمَا سَمِعْتَ مِنَ الأَوَّلِ. قَالَ عَلِيٌّ: فَمَا زِلْتُ قَاضِيًا

«Посланник Аллаха (с.а.с.) отправил меня в Йемен, я сказал ему: «О Посланник Аллаха! Ты отправляешь меня к опытному племени, а я ещё очень молод (и не знаю, как вершить суд)». Посланник (с.а.с.) сказал: «Когда к тебе приходят двое с тяжбой, не выноси судебного решения без того, чтобы выслушать обоих». Али сказал: «Я до сих пор с того самого времени продолжаю оставаться (верным этому принципу)» .

Аль-Маварадий в «Аль-Хавий», приводя доказательства из единогласного мнения сподвижников, говорит:

وَقَدْ حَكَمَ الخُلَفَاءُ الرَّاشِدُونَ بَيْنَ النَّاسِ وَقَلَّدُوا الْقُضَاةَ وَالْحُكَّامَ... فَصَارَ ذَلِكَ مِنْ فِعْلِهِمْ إِجْمَاعًا

«Праведные халифы судили между людьми и назначали судей и правителей… и эти их действия были на виду у всех сахабов» .

Приводит Ибн Къудама в книге «Аль-Мугъний»:

وَأَجْمَعَ الْمُسْلِمُونَ عَلَى مَشْرُوعِيَّةِ نَصْبِ الْقُضَاةِ

«Мусульмане единогласного мнения о законности назначения судей» .

Административный аппарат (интересы людей): Посланник Аллаха (с.а.с.) возглавлял интересы и назначал писцов для управления ими. Он (с.а.с.) возглавлял интересы людей в Медине, решал их проблемы, упорядочивал их отношения, обеспечивал их потребности и направлял людей к их интересам. Всё это является частью административных дел, которые облегчают жизнь людей и делают её без трудностей и проблем.

Так, например, в делах образования Посланник Аллаха (с.а.с.) сделал выкупом для неверующих пленных обучение десяти мусульман, обменяв трофеи на обучение. Т.к. трофеи являются имуществом мусульман, следовательно, обеспечение образования является одним из интересов мусульман.

Здравоохранение: Посланнику Аллаха (с.а.с.) подарили врача, он же определил его врачом для всех мусульман. Т.е. Посланнику Аллаха (с.а.с.) прислали подарок, но он не воспользовался им и не взял его, а определил для мусульман. Это указывает на то, что здравоохранение является одним из интересов мусульман. Передаётся в хадисе у Бухари и Муслима, что Аиша (р.а.) сказала:

أُصِيبَ   سَعْدٌ   يَوْمَ   الْخَنْدَقِ   رَمَاهُ رَجُلٌ مِنْ   قُرَيْشٍ   يُقَالُ لَهُ   ابْنُ الْعَرِقَةِ   رَمَاهُ فِي الْأَكْحَلِ فَضَرَبَ عَلَيْهِ رَسُولُ اللَّهِ، صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، خَيْمَةً فِي الْمَسْجِدِ يَعُودُهُ مِنْ قَرِيبٍ…

«В день Битвы у рва Саъд (ибн Муаз) был (тяжело) ранен одним курайшитом, которого звали Ибн аль-Арика. Он выпустил стрелу (из лука и попал Саъду) в артерию на предплечье, и Посланник Аллаха (с.а.с.) поставил для (Саъда) палатку в мечети, (чтобы) навещать его…» .

Забота Посланника Аллаха (с.а.с.) как правителя государства за Саъдом в мечети во время его болезни говорит о том, что здравоохранение является интересом мусульман, обеспечиваемым государством. Этим путём следовали и праведные халифы. Приводит аль-Хаким в книге «Аль-Мустадрак» от Зайда ибн Аслама, от его отца, который сказал: «Я очень сильно заболел во времена Умара ибн аль-Хаттаба, и тогда Умар вызвал мне врача и посадил меня на диету так, что я обсасывал косточки от строгой диеты» .

Относительно работы Посланник Аллаха (с.а.с.) приказал одному человеку купить верёвку и топор, чтобы собирать дрова и продавать людям, а не попрошайничать у них. Как говорится, «один даст, другой откажет». Об этом приводится в хадисе у Абу Давуда и Ибн Маджи:

  وَاشْتَرِ بِالدِّرْهَمِ الْآخَرِ قَدُومًا فَائْتِنِي بِهِ، فَأَتَاهُ بِهِ، فَشَدَّ فِيهِ رَسُولُ اللَّهِ، صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، عُودًا بِيَدِهِ ثُمَّ قَالَ: اذْهَبْ فَاحْتَطِبْ وَبِعْ، فَلَا أَرَيَنَّكَ خَمْسَةَ عَشَرَ يَوْمًا، فَفَعَلَ، فَجَاءَ وَقَدْ أَصَابَ عَشْرَةَ دَرَاهِمَ…

«…а на другой дирхам купи топор, и принеси его мне». Когда он пришёл к нему, Посланник Аллаха (с.а.с.) сам вдел топор в рукоятку и сказал: «Иди, руби дрова и продавай, и чтобы я не видел тебя пятнадцать дней». Когда он пришёл через пятнадцать дней, у него уже было десять дирхамов...» .

Приводит Бухари, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

لِأَنْ يَأْخُذَ أَحَدُكُمْ حَبْلَهُ فَيَأْتِيَ بِحُزْمَةِ الْحَطَبِ عَلَى ظَهْرِهِ فَيَبِيعَهَا فَيَكُفَّ اللَّهُ بِهَا وَجْهَهُ خَيْرٌ لَهُ مِنْ أَنْ يَسْأَلَ النَّاسَ، أَعْطَوْهُ أَوْ مَنَعُوهُ

«Поистине, любому из вас взять свои верёвки, а потом отправиться в горы, принести на спине вязанку дров и продать её, благодаря чему Аллах убережёт его от нужды, будет лучше, чем обращаться с просьбами к людям, равно дадут ли они или откажут!» . Таким образом, проблемы работы так же относятся к интересам мусульман.

Относительно дорог: Посланник Аллаха (с.а.с.) упорядочил дороги в своё время, и при спорах он определял их ширину в семь локтей. Передаёт Бухари от Абу Хурайры:

قَضَى النَّبِيُّ، صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، إِذَا تَشَاجَرُوا فِي الطَّرِيقِ بِسَبْعَةِ أَذْرُعٍ

«Если люди ссорились по поводу ширины дороги, Посланник Аллаха (с.а.с.) решал и определял ширину дороги в семь локтей» .

У Муслима — своя передача:

إِذَا اخْتَلَفْتُمْ فِي الطَّرِيقِ جُعِلَ عَرْضُهُ سَبْعَ أَذْرُعٍ

«Если вы поспорили по поводу дороги, то её ширина установлена в семь локтей» .

И это является административным упорядочиванием в то время, и если есть необходимость, то дороге выделяется больше, как это упоминается у Шафии.

Относительно земледелия: однажды произошёл спор между Зубайром и одним из ансаров по поводу пользования водой, которая проходила по их земле, и Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал Зубайру:

اِسْقِ يَا زُبَيْرُ ثُمَّ أَرْسِلِ الْمَاءَ إِلَى جَارِكَ

«О Зубайр! Полей свои посевы, а затем направь воду к соседу» (передали Бухари и Муслим).

Вот таким образом Посланник Аллаха (с.а.с.) управлял и занимался интересами людей; так же за ним следовали праведные халифы, управляя интересами или назначая помощников в управлении.

Что касается Байт уль-Маль, то существует множество доказательств, указывающих на то, что Байт уль-Маль был подвластен Посланнику Аллаха (с.а.с.), халифам или тем, кто был назначен ими. Посланник Аллаха (с.а.с.) иногда сам распоряжался казной, он собирал и раздавал средства, поступающие в казну. И иногда он (с.а.с.) назначал кого-либо вместо себя. Так же поступали и праведные халифы после него — они сами возглавляли дела Байт уль-Маль или назначали кого-либо вместо себя.

Посланник Аллаха (с.а.с.) собирал деньги, поступающие в казну, в мечети или в одной из комнат своих жён. Передаёт Бухари от Анаса:

أُتِيَ النَّبِيُّ، صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، بِمَالٍ مِنَ الْبَحْرَيْنِ فَقَالَ: انْثُرُوهُ فِي الْمَسْجِدِ

«Пророку (с.а.с.) поступили средства из Бахрейна, он сказал: «Положите их в мечети...» .

Другой раз он (с.а.с.) велел положить средства в одну из комнат своих жён, как об этом сообщает Бухари от Акаба:

صَلَّيْتُ وَرَاءَ النَّبِيِّ، صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، بِالْمَدِينَةِ الْعَصْرَ، فَسَلَّمَ ثُمَّ قَامَ مُسْرِعًا، فَتَخَطَّى رِقَابَ النَّاسِ إِلَى بَعْضِ حُجَرِ نِسَائِهِ، فَفَزِعَ النَّاسُ مِنْ سُرْعَتِهِ، فَخَرَجَ عَلَيْهِمْ، فَرَأَى أَنَّهُمْ عَجِبُوا مِنْ سُرْعَتِهِ، فَقَالَ: ذَكَرْتُ شَيْئًا مِنْ تِبْرٍ عِنْدَنَا، فَكَرِهْتُ أَنْ يَحْبِسَنِي، فَأَمَرْتُ بِقِسْمَتِهِ

«Однажды в Медине я совершал послеполуденный намаз позади Пророка (с.а.с.). Он после завершения намаза быстро поднялся и прошёл через ряды людей, (направляясь) к одной из комнат своих жён. Люди были испуганы подобной поспешностью. (Спустя некоторое время) он вышел к ним, увидев, что они удивлены тем, что он так спешил, и сказал: «Я вспомнил о том, что у нас есть золото, и приказал раздать его, чтобы оно не отвлекало меня» .

Во время праведных халифов место, где хранились средства, стало называться Байт уль-Маль. Передаёт Ибн Саъд в «Ат-Табакъат» от Сахля ибн Абу Хасма и других, что у Абу Бакра в Санхе (местность вблизи от Медины) был Байт уль-Маль, и никто его не охранял. Ему сказали: «Не поставишь ли кого-нибудь охранять его?». Он сказал: «На нём замок». Он раздавал то, что в нём, до тех пор, пока оно не заканчивалось. А когда он переехал в Медину, сделал его у себя дома». Передаёт Ханнад в книге «Аз-Зухд» с хорошей передачей от Анаса: «Однажды один человек пришёл к Умару и сказал: «О амир уль-муъминин, снаряди меня, я хочу пойти на джихад». Умар сказал одному сподвижнику: «Заведи его в Байт уль-Маль, пусть берёт то, что он хочет...».

Доказательством СМИ служат Коран и Сунна.

Что касается Корана, то Всевышний Аллах сказал:

وَإِذَا جَاءهُمْ أَمْرٌ مِّنَ الأَمْنِ أَوِ الْخَوْفِ أَذَاعُواْ بِهِ وَلَوْ رَدُّوهُ إِلَى الرَّسُولِ وَإِلَى أُوْلِي الأَمْرِ مِنْهُمْ لَعَلِمَهُ الَّذِينَ يَسْتَنبِطُونَهُ مِنْهُمْ وَلَوْلاَ فَضْلُ اللّهِ عَلَيْكُمْ وَرَحْمَتُهُ لاَتَّبَعْتُمُ الشَّيْطَانَ إِلاَّ قَلِيلاً

«Когда до них доходит известие о безопасности или опасности, они его тотчас же разглашают. Если бы они обратились с ним к Посланнику или обладающим среди них властью, тогда узнали бы его из них те, которые могут глубоко понять. Если бы ни милость и милосердие Аллаха к вам, то вы бы все, кроме немногих, последовали бы за дьяволом» (4:83).

Тема аята касается сообщений.

Что касается Сунны, то приводится у Хакима в «Аль-Мустадрак» сахих хадис на основе условий Муслима (так же считает и Захабий) от Ибн Аббаса по поводу открытия Мекки: «Новости стали неясными для курайшитов, к ним не приходила информация о Посланнике Аллаха (с.а.с.) и они не знали, что он собирается делать» . Приводится мурсал хадис от Абу Саламы у Ибн Абу Шайбы: «…Потом Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал Аише:

جَهِّزِينِي وَلاَ تُعْلِمِي بِذَلِكَ أَحَدًا، … ثُمَّ أَمَرَ بِالطُّرُقِ فَحُبِسَتْ، فَعَمَّى عَلَى أَهْلِ مَكَّةَ لاَ يَأْتِيهِمْ خَبَرٌ

«Снаряди меня и никому не сообщай об этом», ...потом он приказал перекрыть любой доступ к утечке информации, и жители Мекки были отрезаны от какой-либо информации...» .

Это указывает на то, что СМИ связаны с безопасностью государства, связаны с халифом или аппаратом, который халиф образовывает для этого.

Относительно совета — Шуры — следует отметить, что у Посланника Аллаха (с.а.с.) не было на постоянной основе группы лиц или отдельного органа, с которым бы он советовался. По различным обстоятельствам он советовался с мусульманами в целом в ответ на слова Всевышнего Аллаха:

  وَشَاوِرْهُمْ فِي الأَمْرِ

«И советуйся с ними о деле» (3:159).

Также к вопросу о совете относится передача от Муслима по поводу событий при Бадре, что Анас (р.а.) сказал:

أَنّ رَسُولَ اللَّهِ، صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ،   شَاوَرَ حِينَ بَلَغَهُ إِقْبَالُ   أَبِي سُفْيَانَ. قَالَ: فَتَكَلَّمَ   أَبُو بَكْرٍ   فَأَعْرَضَ عَنْهُ، ثُمَّ تَكَلَّمَ   عُمَرُ   فَأَعْرَضَ عَنْهُ  فَقَامَ   سَعْدُ بْنُ عُبَادَةَ، فَقَالَ: إِيَّانَا تُرِيدُ يَا رَسُولَ اللَّهِ؟ وَالَّذِي نَفْسِي بِيَدِهِ لَوْ أَمَرْتَنَا أَنْ نُخِيضَهَا الْبَحْرَ لَأَخَضْنَاهَا، وَلَوْ أَمَرْتَنَا أَنْ نَضْرِبَ أَكْبَادَهَا إِلَى بَرْكِ الْغِمَادِ لَفَعَلْنَا. قَالَ: فَنَدَبَ رَسُولُ اللَّهِ، صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، النَّاسَ فَانْطَلَقُوا حَتَّى نَزَلُوا بَدْرًا …

«Когда (весть) о приближении Абу Суфьяна дошла до Посланника Аллаха (с.а.с.), он (решил) посоветоваться (со своими сподвижниками). (Сначала своё слово) сказал Абу Бакр, но (Пророк (с.а.с.)) отвернулся от него. Потом заговорил Умар, но Пророк (с.а.с.) отвернулся и от него, и тогда (со своего) места поднялся Саъд ибн Убада , который сказал: «О Посланник Аллаха, (похоже) ты хочешь (услышать) нас? Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, если бы ты велел нам загнать (наших коней) в море, мы непременно загнали бы их (туда), и если бы ты велел гнать их на Барк аль-Гимад, мы непременно сделали бы это!». Тогда Посланник Аллаха (с.а.с.) стал призывать людей (к участию в походе), а потом они двинулись в путь (и шли), пока не (достигли колодцев) Бадра…» .

Также о совете упоминается в передаче Бухари о Худайбийском дне от Мисвара и Марвана:

وَسَارَ النَّبِيُّ، صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، حَتَّى إِذَا كَانَ بِغَدِيرِ الأَشْطَاطِ أَتَاهُ عَيْنُهُ، قَالَ: إِنَّ قُرَيْشًا جَمَعُوا لَكَ جُمُوعًا، وَقَدْ جَمَعُوا لَكَ الأَحَابِيشَ، وَهُمْ مُقَاتِلُوكَ وصَادُّوكَ عَنِ الْبَيْتِ، وَمَانِعُوكَ. فَقَالَ: أَشِيرُوا أَيُّهَا النَّاسُ عَلَيَّ، أَتَرَوْنَ أَنْ أَمِيلَ إِلَى عِيَالِهِمْ وَذَرَارِيِّ هَؤُلاءِ الَّذِينَ يُرِيدُونَ أَنْ يَصُدُّونَا عَنِ الْبَيْتِ؟ فَإِنْ يَأْتُونَا كَانَ اللَّهُ عَزَّ وَجَلَّ قَدْ قَطَعَ عَيْنًا مِنَ الْمُشْرِكِينَ، وَإِلاَّ تَرَكْنَاهُمْ مَحْرُوبِينَ. قَالَ أَبُو بَكْرٍ: يَا رَسُولَ اللَّهِ، خَرَجْتَ عَامِدًا لِهَذَا الْبَيْتِ، لَا تُرِيدُ قَتْلَ أَحَدٍ وَلَا حَرْبَ أَحَدٍ، فَتَوَجَّهَ لَهُ، فَمَنْ صَدَّنَا عَنْهُ قَاتَلْنَاهُ. قَالَ، امْضُوا عَلَى اسْمِ اللَّهِ

«…После этого Пророк (с.а.с.) двинулся в путь, а когда он достиг колодца (селения) Аштат, этот лазутчик явился к нему и сказал: «Поистине, курайшиты собрали против тебя множество людей! Они собрали против тебя группы племён, которые станут сражаться с тобой, преградят тебе путь к Каабе и помешают тебе!». (На это Пророк (с.а.с.)) сказал: «О люди, дайте мне совет. Считаете ли вы, что мне следует истребить семьи тех, кто хочет преградить нам путь к Каабе? Если они придут к нам (с миром), то Всемогущий и Великий Аллах уничтожит лазутчика из числа многобожников, в противном же случае мы не оставим им ничего». На это Абу Бакр сказал: «О Посланник Аллаха! Ты покинул (Медину), стремясь (только достичь) Каабы, но не желая ни убивать, ни сражаться с кем-либо. Продолжай же двигаться к ней, а с теми, кто преградит нам путь, мы будем сражаться!». (И тогда Пророк (с.а.с.)) сказал: «Двигайтесь (дальше) во имя Аллаха!» .

Однако, несмотря на то, что Посланник Аллаха (с.а.с.) собрал мусульман и узнал их мнение, всё же вокруг Пророка (с.а.с.) находились люди, к кому он постоянно обращался за советом. Это были представители племён: Хамза, Абу Бакр, Джаъфар, Умар, Али, Ибн Масъуд, Сулейман, Оммар, Хузайфа, Абу Зар, Микъдад и Билял. Они были в качестве маджлису-шура Посланника Аллаха (с.а.с.) по причине того, что он (с.а.с.) постоянно к ним обращался за советом. Так же и праведные халифы иногда обращались за советом к людям в целом, а другой раз располагали определённым кругом лиц, с которыми постоянно советовались. Так, Абу Бакр назначил представителей из мухаджиров и ансаров для того, чтобы советоваться с ними, когда в этом появлялась необходимость. Во времена Абу Бакра членами совета (Шура) были учёные и факихи. Ибн Саъд передаёт от Касыма следующее: «Когда Абу Бакр Сыддык хотел советоваться в каком-то деле с авторитетными людьми и знатоками фикха, то приглашал некоторых мухаджиров и ансаров. Он приглашал Умара, Усмана, Али, Абдуррахмана ибн Авфа, Муаза ибн Джабала, Убаййа ибн Каба, Зайда ибн Сабита» . Все они во время правления Абу Бакра давали фетвы, и люди обращались к ним с вопросами. Так поступал Абу Бакр. Затем халифом стал Умар. Он так же приглашал этих сподвижников для совета.

Всё это указывает на то, что существование определённого маджлиса, который замещает Умму в вопросе совета, является дозволенным делом, и это подтверждается текстом Корана и Сунны. Этот маджлис называется «Маджлис уль-Умма», ибо является уполномоченным органом от имени Уммы в делах совета (Шура), а также требования отчёта (мухасаба), и это является делом этого совета в соответствии со следующими доказательствами. Передаёт Муслим:

سَتَكُونُ أُمَرَاءُ فَتَعْرِفُونَ وَتُنْكِرُونَ، فَمَنْ عَرَفَ بَرِئَ، وَمَنْ أَنْكَرَ سَلِمَ، وَلَكِنْ مَنْ رَضِيَ وَتَابَعَ،   قَالُوا: أَفَلَا نُقَاتِلُهُمْ؟ قَالَ: لَا مَا صَلَّوْا

«В скором будущем будут такие правители, которых вы станете призывать к одобряемому и удерживать от порицаемого. Кто из вас будет призывать их к одобряемому, тот будет чист. Кто из вас будет порицать их, тот сохранит себя. Но кто согласится с ними и последует за ними…». Люди спросили: «Разве мы не будем сражаться против таких?». «Нет, до тех пор, пока они совершают намаз», — ответил Про рок (с.а.с.)» .

Под словом «намаз» здесь подразумевается правление Исламом.

Отчётом (мухасаба) считается порицание действий власть имущих, и самым ярким примером служит Умар, когда он выразил Абу Бакру порицание в его решимости начать войну против вероотступников. Передают Бухари и Муслим, что Абу Хурайра сказал:

لَمَّا تُوُفِّيَ رَسُولُ اللَّهِ، صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، وَكَانَ أَبُو بَكْرٍ، رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ، وَكَفَرَ مَنْ كَفَرَ مِنَ الْعَرَبِ، قَالَ عُمَرُ: كَيْفَ تُقَاتِلُ النَّاسَ وَقَدْ قَالَ رَسُولُ اللَّهِ، صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: أُمِرْتُ أَنْ أُقَاتِلَ النَّاسَ حَتَّى يَقُولُوا لَا إِلَهَ إِلا اللَّهُ، فَمَنْ قَالَهَا فَقَدْ عَصَمَ مِنِّي مَالَهُ وَنَفْسَهُ إِلاَّ بِحَقِّهِ، وَحِسَابُهُ عَلَى اللَّهِ . فَقَالَ: وَاللَّهِ، لَأُقَاتِلَنَّ مَنْ فَرَّقَ بَيْنَ الصَّلاةِ وَالزَّكَاةِ، فَإِنَّ الزَّكَاةَ حَقُّ الْمَالِ، وَاللَّهِ، لَوْ مَنَعُونِي عَنَاقًا كَانُوا يُؤَدُّونَهَا إِلَى رَسُولِ اللَّهِ، صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، لَقَاتَلْتُهُمْ عَلَى مَنْعِهَا. قَالَ عُمَرُ: فَوَاللَّهِ، مَا هُوَ إِلاَّ أَنْ قَدْ شَرَحَ اللَّهُ صَدْرَ أَبِي بَكْرٍ، فَعَرَفْتُ أَنَّهُ الْحَقُّ

«Когда Посланник Аллаха (с.а.с.) умер, Абу Бакр стал халифом, а некоторые из арабов отказались от Ислама, и Умар спросил: «Как же ты можешь сражаться с этими людьми? Ведь Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Мне было велено сражаться с этими людьми, пока они не скажут: «Нет кроме Единого Аллаха другого божества», — а кто произнесёт эти слова, тем самым защитит от меня своё имущество и свою жизнь. Если только он не совершит ничего такого, за что можно будет лишить его имущества или жизни по праву, и тогда лишь Аллах сам его будет отчитывать» . Абу Бакр сказал: «Клянусь Аллахом, я непременно стану сражаться с теми, кто отделяет намаз от закята, ведь закят с имущества брать обязательно! Клянусь Аллахом, если они откажутся отдать мне хотя бы верблюжьи путы, которые отдавали Посланнику Аллаха, я стану сражаться с ними из-за этого!». Тогда Умар сказал: «Клянусь Аллахом, не иначе как Сам Аллах раскрыл сердце Абу Бакра, принявшего решение сражаться, и я понял, что это — правильное решение» .

Так же Билял ибн Рабах, Зубайр и другие выразили Умару несогласие в том, что он не распределил земли Ирака между воинами. Так же один из бедуинов возразил Умару после того, как он определил некоторые земли как госсобственность. Передаёт Абу Убайда от Амира ибн Абдуллаха ибн аз-Зубайра, который сказал:

أَتَى أَعْرَابِيٌّ عُمَرَ فَقَالَ: يَا أَمِيرَ الْمُؤْمِنِينَ، بِلادُنَا قَاتَلْنَا عَلَيْهَا فِي الْجَاهِلِيَّةِ، وَأَسْلَمْنَا عَلَيْهَا فِي الإِسْلامِ، عَلامَ تَحْمِيهَا؟ قَالَ: فَأَطْرَقَ عُمَرُ، وَجَعَلَ يَنْفُخُ وَيفْتُلُ شَارِبَهُ، وَكَانَ إِذَا كَرَبَهُ أَمَرٌ فَتَلَ شَارِبَهُ وَنَفَخَ، فَلَمَّا رَأَى الأَعْرَابِيُّ مَا بِهِ جَعَلَ يُرَدِّدُ ذَلِكَ عَلَيْهِ، فَقَالَ   عُمَرُ: الْمَالُ مَالُ اللَّهِ، وَالْعِبَادُ عِبَادُ اللَّهِ، وَاللَّهِ لَوْلا مَا أَحْمِلُ عَلَيْهِ فِي سَبِيلِ اللَّهِ مَا حَمَيْتُ مِنَ الأَرْضِ شِبْرًا فِي شِبْرٍ

«Один бедуин прибыл к Умару ибн аль-Хаттабу и сказал: «О повелитель правоверных. Почему ты запрещаешь нам владеть нашей землёй, на которой мы боролись в (дни) джахилии и на которой мы стали мусульманами?». Умар опустил свою голову, скрутил свои усы и вздыхал (всякий раз, когда какая-либо проблема беспокоила его, Умар скручивал свои усы и вздыхал), и когда бедуин увидел его положение, он повторил свой вопрос. Умар ответил: «Все эти богатства принадлежат Аллаху, а все эти люди — рабы Аллаха. Клянусь Аллахом, если я ради Аллаха не взял бы на себя ответственность за этих людей, то не запретил бы вам владеть даже пядью земли» .

Умар назначал места из общественной собственности и ограждал их для лошадей мусульман. Также одна женщина, услышав решение Умара, запрещающее людям поднимать сумму махра более 400 дирхемов, выразила ему своё несогласие, сказав: «О Умар! Ты не имеешь на это права. Разве ты не слышал слова Всевышнего Аллаха:

وَآتَيْتُمْ إِحْدَاهُنَّ قِنطَارًا فَلاَ تَأْخُذُواْ مِنْهُ شَيْئًا

«и если одной из жён подарили кинтар (несметное количество), то не отбирайте из него ничего» (4:20) ?

Тогда Умар сказал: «Правду сказала женщина и ошибся Умар».

Таким образом, из разъяснения этой статьи становится очевидным, что Посланник Аллаха (с.а.с.) установил определённый государственный аппарат в определённом виде и продолжал следовать этому методу до самой смерти. Затем после него пришли его халифы и следовали этим же путём. Они правили в соответствии с этим аппаратом, который был установлен самим Посланником Аллаха (с.а.с.), и всё это происходило перед сподвижниками. Поэтому аппарат Исламского Государства должен быть именно таким.