Обязательность отделения мужчин от женщин в исламской жизни

 

Отделение мужчин от женщин в общественной и личной жизни мусульман подтверждается законами шариата в Коране и Сунне. Кроме того, это подтверждается совокупностью шариатских законов, которые касаются мужчин, женщин и касаются мужчин с женщинами вместе. Также это является бесспорным согласно обращению Корана к женщинам, как к женщинам и к мужчинам, как к мужчинам, подобно следующим словам Аллаха:

وَ ٱ لۡمُتَصَدِّقِينَ وَ ٱ لۡمُتَصَدِّقَٰتِ وَ ٱ لصَّٰٓئِمِينَ وَ ٱ لصَّٰٓئِمَٰتِ وَ ٱ لۡحَٰفِظِينَ فُرُوجَهُمۡ وَ ٱ لۡحَٰفِظَٰتِ وَ ٱ لذَّٰكِرِينَ ٱ للَّهَ كَثِيرٗا وَ ٱ لذَّٰكِرَٰتِ أَعَدَّ ٱ للَّهُ لَهُم مَّغۡفِرَةٗ وَأَجۡرًا عَظِيمٗا

«Подающих милостыню мужчин и подающих милостыню женщин, постящихся мужчин и постящихся женщин, хранящих целомудрие мужчин и хранящих целомудрие женщин и часто поминающих Аллаха мужчин и женщин, Аллах уготовил прощение и великую награду» (33:35). Вдобавок к вышесказанному, обязательность отделения мужчин от женщин передаётся в практической и коллективной форме с дней Посланника Аллаха (с.а.с.) во все времена Ислама.

Изучая шариатские доказательства в совокупности, видно, что шариат обязывает женщину к тому, чтобы она надевала джильбаб (покрывало) при выходе из дома, определив все части её тела, кроме лица и кистей рук, авратом. Он запретил ей открывать части своего тела, кроме лица и кистей рук, перед не махрамами и запретил мужчине смотреть на её аврат и даже на её волосы. Ей по шариату запрещается отправляться в путь, и даже в хадж, без махрама. Шариат запретил входить в дома без позволения. Он не определил для женщины обязательным совершать коллективные и пятничные намазы, вести джихад, определив это обязательным для мужчины. А также он обязал мужчину работать для того, чтобы находить средства к существованию и, не определил это обязательным для женщины. Все это было наряду с тем, что Посланник Аллаха (с.а.с.) отделил мужчин от женщин. Он устанавливал ряды женщин в мечети во время совершения намаза за рядами мужчин. Вывел аль-Бухари от Анаса Ибн Малика,

أَنَّ جَدَّتَهُ مليكة دَعَتْ رَسُولَ اللهِ، صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، لِطَعَامٍ صَنَعَتْهُ فَأَكَلَ مِنْهُ ثُمَّ قَالَ: قُومُوا فَلأُصَلِّي لَكُمْ... إِلىَ أَنْ قَالَ: فَقَامَ رَسُولُ اللهِ، صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، وَصَففت أَناَ وَالْيَتِيم وَرَاءهُ وَالعَجُوز مِنْ وَرَائناَ

что его бабушка, Малика, пригласила Пророка Аллаха (с.а.с.) в гости отведать из той еды, что сама приготовила. Пророк поел, а затем сказал: «Вставайте, совршим вместе намаз…» , хадис продолжается до слов: «Пророк Аллаха (с.а.с.) встал, за ним встал я и сирота, а пожилая женщина за нами» .

При выходе из мечети он приказывал выходить сначала женщинам, а потом мужчинам, чтобы они отделялись друг от друга. Вывел аль-Бухари от Хинд бинт аль-Харис от жены Пророка (с.а.с.) Умму Салама, которая ей сообщила,

أَنَّ النِّسَاءَ فِي عَهْدِ رَسُولِ اللَّهِ، صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، كُنَّ إِذَا سَلَّمْنَ مِنْ الْمَكْتُوبَةِ قُمْنَ وَثَبَتَ رَسُولُ اللَّهِ، صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، وَمَنْ صَلَّى مِنْ الرِّجَالِ مَا شَاءَ اللَّهُ فَإِذَا قَامَ رَسُولُ اللَّهِ، صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، قَامَ الرِّجَالُ

что женщины во время Пророка Аллаха (с.а.с.), когда довали последний салам в фард намазе поднимались, а Пророк Аллаха и те из мужчин, кто совершал вместе с ним намаз продолжали оставаться на своих местах столько времени сколько желал Аллах, а когда вставал с места Посланник Аллаха (с.а.с.) вставали и остальные мужщины. Во время проведения Посланником Аллаха (с.а.с.) занятий в мечети, женщины сказали ему:

عَنْ أَبِي سَعِيدٍ الْخُدْرِيِّ قَالَتْ النِّسَاءُ لِلنَّبِيِّ، صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، غَلَبَنَا عَلَيْكَ الرِّجَالُ فَاجْعَلْ لَنَا يَوْمًا

«О, Посланник Аллаха, мужчины берут верх над нами, определи и для нас отдельный день» . Это сообщение вывел аль-Бухари путем Абу Саида аль-Хударий. Эти и им подобные законы и положения в своей совокупности указывают на ход исламской жизни, в которой мужчины отделены от женщин и это отделение сообщается в общей форме без различия между личной и общественной жизнями. Такова была исламская жизнь в эпоху Посланника (с.а.с.), в которой мужчины были абсолютно отделены от женщин, как в личной, так и общественной жизнях. Исключением является лишь то, для чего шариат разрешил собрание, будь то в личной или в общественной жизнях. Шариат разрешил женщине заниматься торговлей, обязал ей совершение хаджа, позволил ей посещать коллективные намазы и сражаться против неверных, иметь собственность и преумножать её и т. д. Относительно этих действий, которые разрешены ей шариатом или определены для неё обязательными, следует знать, что если их исполнение требует собрания с мужчиной, то это собрание допускается в рамках шариата и в пределах того действия, которое ей разрешено. Такими действиями могут быть торговля, сдача в аренду и наём, учёба, лечение и уход за больными, сельское хозяйство, промышленность и тому подобное. Поскольку доказательство их дозволенности или обязательности включает в себе также и дозволенность собрания ради их исполнения. Но если их исполнение не требует собрания с мужчиной, как, к примеру, идти вместе по дороге в мечеть, рынок, в гости или на прогулку и тому подобное, то в таких положениях собрание женщины с мужчиной не допускается. Доказательство отделения мужчин от женщин является общим, и нет доказательства, позволяющего собрание между ними для подобных дел, которые к тому же не являются из числа тех дел, которые требуются тем, что шариат разрешил женщине исполнять. Поэтому собрание для подобных дел является грехом, даже если это происходит в общественной жизни. Согласно этому отделение мужчин от женщин в исламской жизни является обязательным. В личной жизни это отделение является полным, кроме того, что исключено шариатом. В общественной жизни это отделение берётся за основу и собрание между мужчинами и женщинами допускается лишь в тех положениях, которые дозволены женщине или являются для неё обязательными, или рекомендуемыми и их исполнение требует собрания с мужчинами. Нет различия в том, проходит ли это собрание с отделением, как в мечети, или проходит с ихтилатом, как в хадже и торговли.