Смотреть на женщину

 

Тому, кто желает заключить брак с женщиной разрешается смотреть на её дозволенные (мубах) места (лицо и кисти рук) как с её разрешения, так и без её разрешения. Так же ему дозволяется увидеть больше, чем лицо и кисти рук с намерением заключить с ней брак, но уже без её разрешения. Такое разрешение смотреть на женщину включает в себя дозволенность не опускать взор перед ней, потому как имеется серьёзное намерение со стороны жениха заключить с ней брак.

Доказательством тому служит хадис от Джа́бира, который сообщил, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

إِذَا خَطَبَ أَحَدُكُمْ اَلْمَرْأَةَ فَإِنِ اسْتَطَاعَ أَنْ يَنْظُرَ إِلَى نِكَاحِهَا فَلْيَفْعَلْ. قَالَ: فَخَطَبْتُ اِمْرَأَةً فَكُنْتُ أَتَخَبَّأُ لَهَا حَتَّى رَأَيْتُ مِنْهَا مَا دَعَانِي إِلَى نِكَاحِهَا فَتَزَوَّجْتُهَا

«Когда кто-нибудь из вас сватает женщину, то если сможет пускай посмотрит на то, что побуждает его к женитьбе на ней» . Далее Джабир сказал: «Я просил руки одной женщины и тайком от неё увидел у неё то, что побудило меня к женитьбе на ней, после чего я заключил с ней брак» , вывел хадис аль-Хаким и сказал, что он достоверный на условиях Муслима. Этот хадис с одной стороны указывает на разрешение смотреть жениху больше чем на дозволенные места женщины (лицо и кисти рук), а не только на дозволенные места (мубах), потому что мубах и без этого открыт как для жениха, так и для других мужчин. Таким образом, этому не соответствовали бы выражения в хадисе «то, если сможет» , «и тайком от неё» . Так же взгляд на лицо и кисти рук носит общий характер, включая в себя как жениха, так и других мужчин, тем самым пропадает смысл в тексте хадиса, где речь идёт о видении женихом будущей невесты, за исключением, если данное видение подразумевает смотреть больше, чем на лицо и кисти рук. С другой стороны хадис указывает на то, что видение женихом большего, чем лица и кистей рук происходило без её разрешения, о чем и говорят выражения: «то, если сможет» , «и тайком от неё» . Это помимо того, что имеется прямое указание, не дозволяющее женщине показывать свои постыдные места (аврат), только перед определённой категорией мужчин, к числу которых жених не имеет никакого отношения:

وَلَا يُبۡدِينَ زِينَتَهُنَّ إِلَّا لِبُعُولَتِهِنَّ

«и не показывают своей красы никому, кроме своих мужей…» (24:31). В-третьих, хадис указывает на то, что жених имеет исключение из священного аята:

قُل لِّلۡمُؤۡمِنِينَ يَغُضُّواْ مِنۡ أَبۡصَٰرِهِمۡ

«Скажи верующим мужчинам, чтобы они опускали свои взоры…» (24:30). Рассматриваемый нами хадис разрешает жениху направлять свой взгляд на женщину, с которой он хочет заключить брак, иначе говоря, ему дозволяется не опускать свой взор перед ней.

Однако недопустимо уединяться с женщиной, с которой есть желание заключить брак. Потому что Посланник Аллаха (с.а.с.) в своём хадисе не исключил жениха из категории людей с кем запрещается уединяться с женщиной:

لاَ يَخْلُوَنَّ رَجُلٌ بِامْرَأَةٍ إِلاَّ وَمَعَهَا ذُو مَحْرَمٍ مِنْهَا فَإِنَّ ثَالِثَهُمَا الشَّيْطَانُ

«Тот, кто верит в Аллаха и в Судный День, пусть не уединяется с женщиной без её махрама. Поистине, третьим из них является Шайтан» , вывел Муслим путём Ибн Аббаса. Это сообщение о запрете уединения несёт общий характер для всех, и человек, который просит руки девушки не является исключением из их числа подобно тому, как имеется исключение для него относительно взгляда. Он может посмотреть, как на её лицо и кисти рук, так и на другие части её тела, т. к. дозволенность смотреть на лицо и кисти рук является общим для всех, и выделять в этом потенциального жениха не имеет смысла. Следовательно, исключение касается других частей её тела, а не лица и кистей рук, т. к. Посланник (с.а.с.) сказал:

أَنْ يَنْظُرَ إِلَيْهَا

«посмотреть на неё» , что является общим и говорит о дозволенности смотреть на лицо, кисти рук и другие части её тела с намерением узнать её, и, желая при этом жениться, чтобы он мог просить её руки.

Также Аллах велел верующим опускать взоры. Хадис Джабира сообщает о дозволенности того, чтобы потенциальный жених смотрел на женщину, на которой он желает жениться. Таким образом, он является исключением из данного положения.

Говоря о супругах, то им обоим дозволено видеть все части тела друг у друга согласно сообщению Бахза Ибн Хаки́ма от своего отца и далее от деда, который сказал:

قُلْتُ يَا رَسُولَ اللهِ عَوْرَاتناَ مَا نَأْتِي مِنْهَا وَمَا نَذَر؟ قَالَ لِي: اِحْفَظْ عَوْرَتَكَ إِلاَّ مِنْ زَوْجَتِكَ أَوْ مَا مَلَكَتْ يَمِينُكَ

«Я спросил у Посланника Аллаха о том, от кого мы обязаны скрывать свой аврат, а от кого нет и он ответил мне: «Скрывай свой аврат от всех, кроме как от жены и рабынь, которых ты имеешь» .

Мужчине разрешено видеть у женщин, как мусульманок так и не мусульманок, для которых он является махрамом, больше, чем лицо и кисти рук. Он может видеть у них те части тела, которые являются местом украшения без ограничения определённых из них, т. к. относительно этого имеется шариатский текст в обобщённой форме. Аллах Всевышний сказал:

وَقُل لِّلۡمُؤۡمِنَٰتِ يَغۡضُضۡنَ مِنۡ أَبۡصَٰرِهِنَّ وَيَحۡفَظۡنَ فُرُوجَهُنَّ وَلَا يُبۡدِينَ زِينَتَهُنَّ إِلَّا مَا ظَهَرَ مِنۡهَاۖ وَلۡيَضۡرِبۡنَ بِخُمُرِهِنَّ عَلَىٰ جُيُوبِهِنَّۖ وَلَا يُبۡدِينَ زِينَتَهُنَّ إِلَّا لِبُعُولَتِهِنَّ أَوۡ ءَابَآئِهِ نَّ أَوۡ ءَابَآءِ بُعُولَتِهِنَّ أَوۡ أَبۡنَآئِهِنَّ أَوۡ أَبۡنَآءِ بُعُولَتِهِنَّ أَوۡ إِخۡوَٰنِهِنَّ أَوۡ بَنِيٓ إِخۡوَٰنِهِنَّ أَوۡ بَنِيٓ أَخَوَٰتِهِنَّ أَوۡ نِسَآئِهِنَّ أَوۡ مَا مَلَكَتۡ أَيۡمَٰنُهُنَّ أَوِ ٱ لتَّٰبِعِينَ غَيۡرِ أُوْلِي ٱ لۡإِرۡبَةِ مِنَ ٱ لرِّجَالِ أَوِ ٱ لطِّفۡلِ ٱ لَّذِينَ لَمۡ يَظۡهَرُواْ عَلَىٰ عَوۡرَٰتِ ٱ لنِّسَآءِۖ

«Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы никому, кроме своих мужей, или своих отцов, или своих свёкров, или своих сыновей, или сыновей своих мужей, или своих братьев, или сыновей своих братьев, или сыновей своих сестёр, или своих женщин, или невольников, которыми овладели их десницы, или слуг из числа мужчин, лишённых вожделения, или детей, которые не постигли наготы женщин» (24:31). Все перечисленные в аяте люди могут видеть у женщины её волосы, шею, место браслета, носимого выше локтя, место украшения в форме кольца носимого на ноге, место ожерелья и другие части её тела, которые считаются местом украшения, т. к. Аллах сказал:

وَلَا يُبۡدِينَ زِينَتَهُنَّ

«Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас» (24:31), т. е. места своих украшений лишь перед теми, кто упомянут в Коране, т. к. они могут видеть те части её тела, которые видны у неё в обычной одежде, носимой в доме. Аш-Ша́фиъи передал в своём Му́снаде (название его книги) от За́йнаб дочери Абу́ Са́ламы:

أَنَّهَا اِرْتَضَعَتْ مِنْ أَسْمَاء امْرَأَة الزُّبَيْر، قَالَتْ فَكُنْتُ أَرَاهُ أَبًا، وَكَانَ يَدْخُلُ عَلَيَّ وَأَنَا أَمْشِطُ رَأْسِي، فَيَأْخُذُ بَعْض قرون رَأْسِي وَيَقُولُ: أَقْبِلِي عَلَيَّ

что А́сма, жена Зубайра, кормила её грудью и Зайнаб сказала: «Я считала Зуба́йра отцом. Иногда он заходил ко мне, когда я расчёсывала свои волосы и, беря меня за голову, говорил: «Подойди ко мне» . Передаётся, что Абу Суфья́н, придя в Мадину для обновления худайбийского договора, зашёл к своей дочери У́мму Хаби́ба, которая была женой Посланника Аллаха (с.а.с.). Когда он вошёл в дом, дочь убрала постель Посланника (с.а.с.), чтобы он не сел на неё, но сама не закрылась от него. Сообщив о случившемся Посланнику (с.а.с.), он утвердил правильность её поступка и не велел ей закрываться при нём, т. к. он являлся её махрамом хотя в то время он ещё был язычником.

Если мужчина не является махрамом, женихом или мужем для женщины, то в таком случае следует знать, что если есть необходимость видеть, то ему разрешается смотреть только на тот орган, который требует такую необходимость. Нельзя смотреть на остальные части её тела кроме лица и кистей рук без различия в том, будет смотреть мужчина на женщину или женщина на мужчину, когда имеется необходимость. Примером людей, которым шариат разрешил смотреть на орган и для них имеется такая необходимость, могут быть врач, медсестра, следователь и прочие лица, для которых имеется необходимость смотреть на какой-либо орган из аврата. Передаётся:

أَنَّ النَّبِيَّ لَمَّا حَكَّمَ سَعْدًا فِي بَنِي قُرَيْظَة كَانَ يَكْشِفُ عَنْ مُؤْتَزَرِهِمْ

«Когда Пророк (с.а.с.) назначил Са́ъда правителем в Бану́ Къура́йза (еврейское племя, проживавшее вблизи от Мади́ны), он велел посмотреть на места их половых органов» вывел аль-Хаким, Ибн Хиббан, путём Атыйа аль-Карзий. От Усма́на передано, что к нему привели мальчика, который совершил воровство, и он сказал:

اُنْظُرُوا إِلَى مُؤْتَزَرِهِ فَوَجَدُوهُ لَمْ ينْبتِ الشَعْر فَلَمْ يَقْطَعْهُ

«Посмотрите на место его полового органа», и они увидели, что у мальчика ещё не выросли в этом месте волосы, и что он не стриг их , вывел ал-Байхакъий. Эти действия были для определения их возраста зрелости, чтобы можно было судить об их наказании. О том, что сделал Усман, знали сподвижники Пророка (с.а.с.) и никто из них не опроверг дозволенность этого действия.

В случае, когда нет упомянутой необходимости и мужчина, не являющийся махрамом, не относится к той категории мужчин, которые не испытывают потребность в женщине, то ему дозволено видеть лицо и кисти рук и запрещено видеть все остальные части её тела. Пророк Аллаха (с.а.с.) сказал:

إِنَّ الْجَارِيَةَ إِذَا حَاضَتْ لَمْ يصلحْ أَنْ يُرَى مِنْهَا إِلاَّ وَجْههَا وَيَدَاهَا إِلَى المَفْصِلِ

«Когда у девушки начинает происходить менструальный цикл, не дозволяется, чтобы кто-либо видел её (аврат), кроме лица и кистей рук» передал Абу Давуд. В Коране Всевышний Аллах исключил лицо и кисти рук из запрета на то, чтобы женщина открывала места украшения своего тела. Аллах сказал:

وَلَا يُبۡدِينَ زِينَتَهُنَّ إِلَّا مَا ظَهَرَ مِنۡهَاۖ

«Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны» (24:31). Ибн Абба́с в комментарии этого аята сказал: «Лицо и кисти рук» . Запрещение того, чтобы женщина показывала украшение, говорит о запрещении показывать аврат и, естественно, указывает на запрещённость смотреть на него. Исключение лица и кистей рук из того, что ей запрещено показывать означает дозволенность смотреть на них. Чужой мужчина имеет право видеть у чужой женщины её лицо и кисти рук, для того, чтобы он мог точно распознать её, когда, к примеру, ему надо свидетельствовать против неё, если в этом будет необходимость или обратиться к ней, если имеет с ней торговые отношения, или убедиться в её личности, когда даёт ей взаймы, либо возвращает ей долг, или принимает её за другую женщину и т. д. Также и женщина может видеть у мужчины то, что не является его авратом согласно сообщению, переданному от Аиши, в котором она сказала:

كَانَ رَسُولُ اَللّهِ يَسْتُرُنِي بِرِدَارئِهِ وَأَنَا أَنْظُرُ إِلَى الحَبَشَة يَلْعَبُونَ فِي المَسْجِدِ

«Посланник Аллаха (с.а.с.) прикрывал меня своей одеждой, а я смотрела на играющих в мечети эфиопов» , муттафикун алейхи. Однажды Пророк (с.а.с.), завершив праздничную проповедь:

فَأَتَى النِّسَاءَ فَذَكَّرَهُنَّ وَمَعَهُ بِلاَل فَأَمَرَهُنَّ بِالصَّدَقَةِ

«Прошёл с Биля́лом к женщинам и, сказав речь в их адрес, велел им давать милостыню» вывел аль-Бухари от Джабира. Это ясно показывает утверждение Посланником (с.а.с.) дозволенности того, чтобы женщины смотрели на мужчин. На дозволенность видеть ту часть тела, которая не является авратом, указывает то, что Аиша смотрела на играющих эфиопов и видела у них всё, что было видно у них кроме аврата. Это видение не было ограниченным, а было абсолютным. Также Амр Ибн Шуа́йб передал от своего отца и далее от деда, который сообщил, что Посланник (с.а.с.) сказал:

إِذَا زَوَّجَ أَحَدُكُمْ خَادِمَهُ عَبْدَهُ أَوْ أَجِيرَهُ فَلاَ يَنْظُرْ إِلَى مَا دُونَ السُّرَّةِ وَفَوْقَ الرُكْبَةِ فَإِنَّهُ عَوْرَةٌ

«Когда кто-либо из вас поженит свою рабыню с рабом или наёмным работником, пускай не смотрит на то, что ниже его пупа и выше колена, т.к. это является авратом» вывел Абу Давуд. Значение данного хадиса указывает на дозволенность видеть то, что не является авратом. Эта дозволенность имеет общую форму, касается мужчины и женщины. Что касается сообщения от Джари́ра Ибн Абдуллаха:

سَأَلْتُ رَسُولَ اَللّهِ عَنْ نَظر الفُجَاءَةِ فَأَمَرَنِي أَنْ أُصَرِّفَ بَصرِي

«Я спросил Посланника Аллаха (с.а.с.) о неожиданном взгляде, и он велел мне отклонять взор» , вывел Муслим. А так же сообщения от Али́ (р.а.):

قَالَ لِي رَسُولُ اللهِ، صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: لاَ تتبع النَّظْرَة النَّظْرَة فَإِنَّمَا لَكَ الأُولَى وَلَيْسَ لَكَ الآخرَة

«Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал мне: «Не посылай взгляд вслед за взглядом. Поистине, ты вправе сделать первый взгляд, но не вправе сделать второй» , вывел Ахмад от Бурайды. Это относится к взгляду мужчины на женщину, а не женщины на мужчину. В первом из этих двух хадисов имеется ввиду смотреть на иные части тела, нежели лицо и кисти рук, т. к. смотреть на них разрешено, а во втором   — имеется ввиду запрет на повторение взгляда, которое способствует возбуждению, а не запрет на простой взгляд.

Что касается следующих слов Аллаха:

قُل لِّلۡمُؤۡمِنِينَ يَغُضُّواْ مِنۡ أَبۡصَٰرِهِمۡ

«Скажи верующим мужчинам, чтобы они опускали свои взоры» (24:30), в них говорится об обязательности опускать взоры от запретного и ограничиваться в этом только дозволенным и не имеется ввиду абсолютное отклонение взора, поскольку шариат пояснил, что мужчины могут видеть волосы, шею, стопы и голени тех женщин, для которых они являются махрамами, а у чужой женщины можно видеть только лицо и кисти рук.

Из этого становится ясным, что мужчина и женщина могут видеть друг у друга без намерения страсти и желания то, что не является авратом. Авратом мужчины считается часть его тела от пупа до колена, а авратом женщины является всё её тело кроме лица и кистей рук. Её шея, волосы и даже один её волос, любая часть её головы, всё это считается авратом, который необходимо закрывать. Доказательством этому служат следующие слова Аллаха:

وَلَا يُبۡدِينَ زِينَتَهُنَّ إِلَّا مَا ظَهَرَ مِنۡهَاۖ

«И не должны они показывать украшений своих» (24:31). То, что может быть открытым у женщины   — это лицо и кисти рук, т. к. именно эти части тела были видны у мусульманок перед Посланником Аллаха (с.а.с.) и он был согласен с этим. Именно они были видны у них при совершении обрядов хаджа и совершении намаза, и были обычно видны у них в эпоху Посланника (с.а.с.), т. е. во время ниспослания вышеприведённого аята. Также доказательством на то, что авратом женщины является всё её тело кроме лица и кистей рук, служат следующие слова Посланника (с.а.с.):

المَرْأَةُ عَوْرَةٌ

«Женщина является авратом» , вывел Ибн Хиббан в своей книге «ас-Сахих» от Ибн Масъуда. Так же Пророк (с.а.с.) сказал:

إِنَّ الْجَارِيَةَ إِذَا حَاضَتْ لَمْ يَصْلُحْ أَنْ يُرَى مِنْهَا إِلاَّ وَجْههَا وَيَدَاهَا إِلَى المَفْصِلِ

«Когда у девушки начинает происходить менструальный цикл, не дозволяется чтобы кто-либо видел её (аврат) кроме лица и кистей рук» передал Абу Давуд. Эти доказательства ясно говорят о том, что всё тело женщины, кроме лица и кистей рук, является авратом и, что она должна закрывать свой аврат, т. е. всё своё тело кроме лица и кистей рук.

Относительно того чем должна женщина закрывать своё тело, то шариат не установил для этого определённую одежду и ограничился такими словами, как

وَلَا يُبۡدِينَ

«И не должны они показывать»

لَمْ يَصْلُحْ أَنْ يُرَى مِنْهَا

«Нельзя, чтобы у неё было видно» . Поэтому любая одежда, закрывающая всё её тело, кроме лица и кистей рук, считается по шариату закрывающей, какой бы формы она ни была. Следовательно, длинное платье, штаны, юбка и носки являются закрывающими. Шариат не определил ни форму, ни вид одежды. Любая одежда, которая скрывает аврат, считается по шариату закрывающей аврат, несмотря на вид, форму и количество кусков одежды.

Однако относительно одежды шариатом определено то условие, чтобы она скрывала таким образом, чтобы из-под одежды не был виден цвет её кожи: белый, красный, смуглый, чёрный и т. д. То есть закрывающая аврат форма одежды должна скрывать цвет кожи таким образом, чтобы не представлялось возможным разглядеть белизну, красноту, темноту кожи. Если одежда не является таковой, то она не считается закрывающей аврат. Если одежда тонка так, что через неё виден цвет кожи, то она не пригодна для скрытия аврата и с такой одеждой аврат считается открытым, т. к. закрытие аврата по шариату завершается лишь с скрытием кожи и с скрытием её цвета. Доказательством того, что шариат обязал скрывать кожу так, чтобы невозможно было распознать её цвет, служат слова Пророка Аллаха (с.а.с.):

لَمْ يَصْلُحْ أَنْ يُرَى مِنْهَا

«Нельзя, чтобы у неё было видно» . Этот хадис является явным доказательством тому, что шариат поставил относительно одежды, закрывающей аврат то условие, чтобы она скрывала кожу, и чтобы не было видно то, что под одеждой. Поэтому женщина должна закрывать свой аврат именно такой одеждой, а не тонкой, которая показывает то, что находится под её одеждой.

Эта тема касается скрытия аврата и её нельзя путать с одеждой женщины в общественной жизни и с таба́рруж женщины некоторыми одеждами. Если имеется какая-то одежда, которая закрывает аврат, то это ещё не означает, что женщина может одеть её, выходя в общественное место, т. к. для общественной жизни существует определённая одежда, установленная шариатом и в этом случае не достаточно только то, чтобы одежда закрывала аврат. Например, штаны тоже закрывают аврат, но их нельзя носить в общественных местах. Если женщина нарушает веление шариата и одевает иную одежду, нежели ту, которую определил шариат, то совершает грех, т. к. оставляет одну из обязанностей. Поэтому нельзя путать эти две темы друг с другом. Таким же образом нельзя путать тему скрытия аврата с темой табаррудж. То, что штаны скрывают аврат, если не являются тонкими, это не означает, что женщина может носить их перед чужими мужчинами, находясь в положении, при котором показываются её красоты и её украшение. Поскольку хотя в этом случае её аврат закрыт, однако она мутабарриджа (в положении табаррудж), а табаррудж запрещён шариатом. Если у женщины закрыт аврат, это ещё не означает, что то, чем она закрыла аврат не делает её мутаба́рриджа. Поэтому тема скрытия аврата и тема табаррудж являются отдельными друг от друга темами.

Относительно одеяния женщины для общественной жизни, то шариат обязал женщине одежду, которую она должна надевать сверх своих обычных одежд, когда выходит в какое-либо общественное место. Эту одежду (покрывало, подобное платью) она должна опускать донизу, закрывая свои ступни. Если у неё нет такой одежды, то она занимает её у своей соседки, подруги или родственницы. Если она не смогла занять или никто ей не одолжил эту одежду, то ей нельзя выходить без неё. Если же она выйдет без этой одежды, которую должна надевать сверх своей обычной одежды, то совершит грех, т. к. оставит обязанность, определённую ей Аллахом. Это относительно нижней одежды для женщин. Что касается верхней одежды, то у женщины должен быть платок или тому подобное, что полностью закрывает голову и шею и закрывает разрез платья на груди. Когда у неё имеются эти две одежды, она может выходить из своего дома в общественные места. В ином случае она никоим образом не имеет права выходить в общество, т. к. приказ одевать эти две одежды сообщён в общей форме и остаётся общим во всех положениях, потому что для этого приказа абсолютно не имеется исключения.

Доказательством обязательности этих двух одежд для общественной жизни являются слова Аллаха (относительно верхней одежды):

وَلَا يُبۡدِينَ زِينَتَهُنَّ إِلَّا مَا ظَهَرَ مِنۡهَاۖ وَلۡيَضۡرِبۡنَ بِخُمُرِهِنَّ عَلَىٰ جُيُوبِهِنَّۖ

«И пусть не показывают украшений своих, кроме тех, которые видны снаружи. И пусть накрывают они платками грудь свою» (24:31). И слова Аллаха (относительно нижней одежды):

يَٰٓأَيُّهَا ٱ لنَّبِيُّ قُل لِّأَزۡوَٰجِكَ وَبَنَاتِكَ وَنِسَآءِ ٱ لۡمُؤۡمِنِينَ يُدۡنِينَ عَلَيۡهِنَّ مِن جَلَٰبِيبِهِنَّۚ

«О Пророк, скажи жёнам твоим и дочерям, и жёнам верующих надевать на себя покрывала» (33:59), а также то, что передано от Умму Атыйя, которая сказала:

عَنْ أُمِّ عَطِيَّةَ قَالَتْ: أَمَرَنَا رَسُولُ اللَّهِ، صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، أَنْ نُخْرِجَهُنَّ فِي الْفِطْرِ وَالْأَضْحَى، الْعَوَاتِقَ وَالْحُيَّضَ وَذَوَاتِ الْخُدُورِ، فَأَمَّا الْحُيَّضُ فَيَعْتَزِلْنَ الصَّلَاةَ وَيَشْهَدْنَ الْخَيْرَ، وَدَعْوَةَ الْمُسْلِمِينَ. قُلْتُ يَا رَسُولَ اللَّهِ إِحْدَانَا لَا يَكُونُ لَهَا جِلْبَابٌ، قَالَ: لِتُلْبِسْهَا أُخْتُهَا مِنْ جِلْبَابِهَا

«Посланник Аллаха (с.а.с.) велел нам на два праздника (розговенья и жертвоприношения) выводить молодых девушек и тех девушек, которых скрывают от посторонних взоров, а также тех женщин, которые в это время имеют месячные. Эти женщины, имеющие месячные, не совершают намаз, присутствуют на празднике и слушают призыв мусульман. Я сказала Посланнику (с.а.с.), что у одной из нас нет покрывала, и он сказал: «Пусть её сестра даст ей из своих покрывал» , вывел Муслим. Эти доказательства явно указывают на одежду женщины в общественной жизни. В вышеприведённых двух аятах Аллах полностью и подробно описал ту одежду, которую обязал для женщины носить в общественной жизни. Относительно верхней одежды Аллах сказал:

وَلۡيَضۡرِبۡنَ بِخُمُرِهِنَّ عَلَىٰ جُيُوبِهِنَّۖ

«И пусть накрывают они платками грудь свою» (24:31), т. е. пусть они обворачивают свои головные уборы на шеи и груди, закрывая их. А относительно нижней одежды Он сказал:

يُدۡنِينَ عَلَيۡهِنَّ مِن جَلَٰبِيبِهِنَّۚ

«Пусть накрывают на себя покрывала» (33:59), т. е. пусть они спускают на себя свои покрывала донизу, перед тем как выйти из дома. Об общем виде этой одежды женщины для общественной жизни Аллах сказал:

وَلَا يُبۡدِينَ زِينَتَهُنَّ إِلَّا مَا ظَهَرَ مِنۡهَاۖ

«И пусть не показывают своих украшений, кроме тех, которые видны снаружи» (24:31), т. е. пусть не показывают свои части тела, являющиеся местами украшения, как уши, руки, голени и т. д. кроме того, что было видно у них в общественной жизни, когда был ниспослан этот аят, т. е. во время Посланника (с.а.с.), а это лицо и кисти рук. Посредством этого подробного описания становится совершенно понятным то, как должна выглядеть одежда женщины в общественной жизни. Хадис Умму Атыйя ясно объяснил обязательность наличия у женщины той одежды, которую она должна одевать поверх своих одежд при выходе из дома. Когда Умму Атыйя сказала Посланнику (с.а.с.):

إِحْدَانَا لَا يَكُونُ لَهَا جِلْبَابٌ

«У одной из нас нет покрывала» , он ответил ей:

لِتُلْبِسْهَا أُخْتُهَا مِنْ جِلْبَابِهَا

«Пусть её сестра даст ей из своих покрывал» , т. е. когда она сказала Посланнику (с.а.с.), что у одной из них нет покрывала, которое следует надеть поверх обычных одежд, чтобы выйти из дома, он велел, чтобы её сестра одолжила ей. Смысл этого в том, что если ей не одолжили эту одежду, то ей нельзя выходить и это является къари́ной [1] на то, что приказ в этом хадисе указывает на обязательность, т. е. женщине необходимо надевать покрывало поверх своих других одежд, когда она хочет выйти из дома, а если она не надела это покрывало, то ей нельзя выходить.

Относительно покрывала имеется то условие, чтобы оно было опущено донизу и закрывало ступни ног, т. к. в аяте Всевышний Аллах говорит:

يُدۡنِينَ عَلَيۡهِنَّ مِن جَلَٰبِيبِهِنَّۚ

«Пусть накрывают на себя покрывала» (33:59), т. е. отпускают свои покрывала донизу. В этом аяте частица «мин» служит для пояснения, а не для выделения части. От Ибн Умара передано, что он сказал следующее:

قَالَ رَسُولُ اللهِ، صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: مَنْ جَرَّ ثَوْبَهُ خَيْلاَء لَمْ يَنْظُرِ اللهُ إِلَيْهِ يَوْمَ الْقِيَامَةِ، فَقَالَتْ أُمُّ سَلَمَة: فَكَيْفَ يَصْنَعن النِّسَاء بِذُيُولِهِنَّ؟ قَالَ يرخين شِبْرًا، فَقَالَتْ: إِذا تَنْكَشِفُ أَقْدَامهُنَّ. قَالَ: فَيرخِينه ذِرَاعًا لاَ يَزِدْنَ عَلَيْهِ

«Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Тот, кто горделиво волочит свою одежду по земле, не будет в Судный день удостоен взгляда Аллаха» . В это время У́мму Са́лама спросила: «Что делать женщинам со своими подолами?» . Посланник (с.а.с.) ответил: «Пусть опускают на пядь» . Тогда Умму Салама сказала: «В таком случае их ступни будут открыты» и Посланник (с.а.с.) сказал: «Пускай опускают на локоть и ни больше»» вывел ат-Тирмизий. Это ясно говорит о том, что покрывало, которое женщина надевает поверх других своих одежд, должно быть опущено донизу и закрывать ступни. Если ступни закрыты чулками, носками или обувью, то это не заменяет обязательности опускать покрывало до низу и не может указывать на то, что покрывало опущено до обязательной длины. В подобном случае, т. е. когда ступни закрыты носками и так далее, нет необходимости закрывать их, т. к. они закрыты, а то, что является необходимым   — это опускать покрывало до низу в явном виде, который показывает, что это обязательная одежда женщины для общественной жизни и в нём исполняются вышеприведённые слова Аллаха:

يُدۡنِينَ

«Пусть надевают на себя свои покрывала» , т. е. опускают их донизу.

Из этого становится понятным, что у женщины должна быть свободная одежда, которую ей необходимо надевать поверх других своих одежд для выхода в ней из дома. Если же у неё нет этой одежды, и она желает выйти из дома, то её сестра, т. е. любая мусульманка, должна одолжить ей из своих подобных одежд. В случае если она не находит того, кто бы одолжил ей такую одежду, то она не может выходить из дома до тех пор, пока не найдёт эту одежду. А если она выходит в других одеждах, не надев свободную, опущенную до низу одежду, то совершает грех   — даже если у неё будет закрыт весь аврат   — т. к. свободная, опущенная до ступней ног одежда является обязательной. В таком положении она нарушает обязанность, грешит перед Аллахом и наказывается со стороны государства.

Остались два вопроса, которые касаются видения женщиной мужчину и мужчиной женщину. Первый из этих вопросов   — это присутствие чужих мужчин в домах с дозволения жителей этих домов и видение ими женщин в их обычных одеждах с видением у них больше лица и кистей рук. Второй вопрос   — это присутствие не мусульманок и даже мусульманок в общественных местах с открытыми частями тела больше лица и кистей рук. Эта два реальных вопроса и беда, которая исходит от них, происходит со всеми мусульманами. Поэтому необходимо разъяснить закон Аллаха относительно этих двух вопросов.

Что касается первого вопроса, то имеются такие случаи, когда братья или родственники живут вместе в одном доме со своими жёнами, которые предстают перед ними в своих домашних одеждах и у них видны волосы, шеи, руки, голени и другие части тела, которые обычно видны у женщины в её домашней одежде. В результате, на женщину смотрят братья её мужа или его родственники не махрамы, подобно тому, как смотрят на неё её брат, отец и другие её махрамы, хотя брат её мужа является для неё чужим, как любой другой чужой мужчина. Также бывает, что родственники, не являющиеся из степени запретного родства, навещают друг друга. Они дают приветствие женщинам и сидят вместе с ними в положении, при котором женщины находятся в своих домашних одеждах и у них видны волосы, шеи, руки, голени и т. д. В итоге они обращаются друг с другом как махрамы. Эта проблема общераспространённая и ею пострадало большинство мусульман, особенно в городах, и многие думают, что это положение является дозволенным. Закон относительно этого является таковым, что Аллах абсолютно запретил смотреть на женщину или наслаждаться ею. Затем Он выделил право наслаждения для мужей, а украшение, т. е. смотреть, для двенадцати категорий мужчин. Лицо и кисти рук женщины исключены из общего запрета для всех мужчин, а наслаждение, т. е. сладострастный взгляд, безусловно запрещён, кроме как для мужа. Простой взгляд на лицо и кисти рук женщины является абсолютно дозволенным, а взгляд на больше чем лицо и кисти рук абсолютно запрещён кроме как для махрамов, которых упомянул Аллах.

Таков закон шариата относительно общественной жизни, как сообщается об этом в шариатских текстах. Что касается личной жизни, то законодатель разрешил женщине открывать больше чем лицо и кисти рук из числа тех частей её тела, которые видны у неё, когда она занимается своими домашними делами. Всевышний Аллах сказал:

يَٰٓأَيُّهَا ٱ لَّذِينَ ءَامَنُواْ لِيَسۡتَ‍ٔۡذِنكُمُ ٱ لَّذِينَ مَلَكَتۡ أَيۡمَٰنُكُمۡ وَ ٱ لَّذِينَ لَمۡ يَبۡلُغُواْ ٱ لۡحُلُمَ مِنكُمۡ ثَلَٰثَ مَرَّٰتٖۚ مِّن قَبۡلِ صَلَوٰةِ ٱ لۡفَجۡرِ وَحِينَ تَضَعُونَ ثِيَابَكُم مِّنَ ٱ لظَّهِيرَةِ وَمِنۢ بَعۡدِ صَلَوٰةِ ٱ ل ۡعِشَآءِۚ

«О вы, кто веруете, пусть те, кем владеют ваши правые руки, и те, кто не достигли зрелости, просят у вас позволения трижды: перед утренней молитвы, когда снимаете вы одежды в полдень, и после молитвы ночной» (24:58). Всевышний Аллах велел детям мужского пола, не достигшим половой зрелости, и рабам не входить к женщине в этих трёх случаях. И разрешил им входить в остальное время, т. к. далее Он сказал:

ثَلَٰثُ عَوۡرَٰتٖ لَّكُمۡۚ لَيۡسَ عَلَيۡكُمۡ وَلَا عَلَيۡهِمۡ جُنَاحُۢ بَعۡدَهُنَّۚ طَوَّٰفُونَ عَلَيۡكُم

«Три аврата для вас: кроме этого нет греха ни на вас, ни на них   — одни из вас ходят (прислуживая) другим» (24:58). Это ясно говорит о том, что в иных положениях, за исключением трёх упомянутых, мальчики и рабы могут входить к женщинам без спроса, т. е. в положении, когда они находятся в своих домашних одеждах. Из этого понимается, что женщина у себя в доме может находиться в обычной одежде и может показываться в них перед мальчиками и своими рабами. Согласно этому, женщина, без сомнения, может находиться у себя в доме в упомянутом виде и она абсолютно не совершает при этом греха. В таком виде её могут видеть мальчики и её рабы, и в этом нет для неё ничего греховного. Она не обязана закрываться от них, и они не нуждаются в разрешении, чтобы войти, потому что аят говорит о дозволенности входить мальчикам и рабам без разрешения, кроме трёх положений. Не говорится, что свободные слуги, которые работают в доме, в этом отношении подобны рабам (т. е. не делается къыяс подобного рода), мотивируя это тем, что они часто ходят вокруг них. Так не утверждается, потому что иллят [2] , приведённый в этом аяте, ограниченный (неполноценный). Потому как мальчики, например, если достигают возраста половой зрелости, обязаны просить разрешения, несмотря на то, что они так же из числа часто ходящих вокруг них.

Остальным, кроме мальчиков и рабов, которые исключены Аллахом в этом положении, то Аллах объяснил их закон в личной жизни, когда потребовал от них спрашивать разрешение. Всевышний Аллах сказал:

يَٰٓأَيُّهَا ٱ لَّذِينَ ءَامَنُواْ لَا تَدۡخُلُواْ بُيُوتًا غَيۡرَ بُيُوتِكُمۡ حَتَّىٰ تَسۡتَأۡنِسُواْ وَتُسَلِّمُواْ عَلَىٰٓ أَهۡلِهَاۚ

«О вы, кто веруете, не входите ни в какие дома, кроме своих, пока не попросили вы позволения и не приветствовали обитающих там» (24:27). Аят требует от мусульманина, когда он хочет войти не в свой дом, просить разрешения, и это требование выражено словом «Истиънас», отсюда понимается, что если он хочет войти в свой дом, то никакого разрешения не требуется. Причина ниспослания этого аята заключалась в следующем: одна женщина из Ансаров сказала: «О, Посланник Аллаха! Как мне быть? Я бываю у себя в доме в таком положении, в котором не желала бы, чтобы меня кто-нибудь видел, ни отец и ни ребёнок. И вдруг ко мне заходит отец и так продолжается, что ко мне в таком положении заходит кто-нибудь из мужчин моей семьи» . После этого был ниспослан этот аят о необходимости спрашивать разрешение. Если связать эту причину ниспослания со смыслом аята, то это указывает на то, что вопрос относительно личной жизни не является вопросом скрытия и не скрытия аврата, а является вопросом положения таба́ззуль [3] , в котором бывает женщина в доме. В положении табаззуль, женщине не приказано, не быть в таком положении, и не приказано закрываться, а приказано мужчинам спрашивать разрешение, чтобы женщина имела возможность закрыть свой аврат, кроме лица и кистей рук, перед не махрамами. Потому что требование спрашивать разрешение указывает на требование закрывать, доказательством чего служит причина ниспослания этого аята. Если кто-либо входит к ней, то обязательно должен просить разрешения, и нет разницы между махрамами и не махрамами. Таким образом, требование просить разрешение направлено на то, чтобы она закрывалась от не махрамов.

Что касается видения женщины мужчиной, то это другой вопрос, и он связан со смотрением, без различия, происходит оно в личной жизни или в другой сфере жизни. Аллах запретил не махрамам смотреть больше чем на лицо и кисти рук и разрешил это махрамам, а также приказал опускать взоры от того, что превышает лицо и кисти рук. Говоря о запрете взгляда на больше чем лицо и кисти рук, то это очевидно. А что касается опускания взора от того, что превышает лицо и кисти рук, то это является явным в словах Всевышнего:

قُل لِّلۡمُؤۡمِنِينَ يَغُضُّواْ مِنۡ أَبۡصَٰرِهِمۡ

«Скажи верующим, чтобы опускали они взор свой» (24:30). Здесь имеется ввиду опускание взора от того, что превышает лицо и кисти рук, т. к. смотреть на лицо и кисти рук является дозволенным действием. В аль-Бухари сообщается о том, что Саид Ибн Абу Хасан сказал Хасану, что женщины неарабов открывают свои груди и головы, на что тот ответил:

اِصْرِفْ بَصَرَكَ

«Отводи взор» . В хадисе, запрещающем сидеть на дорогах, говорится:

غُضُّ الْبَصَرَ

«Опускать взор» (приводится в двух сборниках аль-Бухари и Муслим), т. е. на улице так может быть что, женщины могут быть с открытыми частями тела больше чем лицо и кисти рук и поэтому вы должны опускать взоры, а не смотреть вообще. Когда Аллах запретил взгляд, Он запретил его на то, что превышает лицо и кисти рук, обозначив его как преднамеренный взгляд, а что касается не преднамеренного взгляда, то он не запрещён, и Аллах не велел отстраняться от него. В этом отношении Он приказал опускать взоры, Аллах говорит:

يَغُضُّواْ مِنۡ أَبۡصَٰرِهِمۡ

«Пускай опускают взор свой» (24:30). В этом аяте частица «мин» служит для выделения части, т. е., чтобы они опускали часть своих взоров, что означает дозволенность отведённого взора, который является обычным взором и не имеется здесь ввиду.

Что касается второго вопроса, то с того времени, как западная культура распространилась в странах мусульман и начала править над нами системами куфра, женщины не мусульманки стали ходить подобно обнажённым: с открытыми грудями и спинами, с открытыми волосами, руками и ногами. Некоторые мусульманки стали подражать им и выходить на улицы в таком же виде. Дошло до того, что мужчина уже не мог различить мусульманку от не мусульманки в общественном месте. Мужчины-мусульмане, которые живут в этих городах не могут сами по себе устранить это зло и не могут жить в этих городах, не видя эти авраты, т. к. сущность их жизни неизбежно приводит к тому, что мужчина видит аврат женщины и ни один мужчина не может предохранить себя от этого, как бы он ни старался. Такой изолированности, возможно, достичь только в том положении, если он будет сидеть в своём доме и не выходить из него, что является для него абсолютно невозможным, т. к. он нуждается в установлении с людьми отношений, необходимых для его жизни. Он не может устанавливать эти отношения, не видя при этом эти авраты, а запрещённость смотреть на них очевидна в Коране и Сунне. Что ему остаётся делать? Выход из этой проблемы заключается в двух положениях:

Первое   — внезапный взгляд, и это то, что человек видит по дороге. В этом случае ему прощается первый взгляд, и он не должен повторить взгляд второй раз согласно сообщению, переданному от Джарир Ибн Абдуллаха, который сказал:

عَنْ جَرِيرِ بْنِ عَبْدِ اللَّهِ قَالَ: سَأَلْتُ رَسُولَ اللَّهِ، صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، عَنْ نَظَرِ الْفُجَاءَةِ، فَأَمَرَنِي أَنْ أَصْرِفَ بَصَرِي

«Я спросил Посланника Аллаха (с.а.с.) о внезапном взгляде, и он велел мне отклонять взор» передал Муслим.

От Али (р.а.) сообщается:

قَالَ لِي رَسُولُ اللهِ، صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: لاَ تتبع النَّظْرَة النَّظْرَة فَإِنَّمَا لَكَ الأُولَى وَلَيْسَ لَكَ الآخرَة

«Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал мне: «Не посылай взгляд вслед за взглядом. Поистине, ты вправе сделать первый взгляд, но не вправе сделать второй» , вывел Ахмад от Бурайды.

Второе   — это разговаривать с женщиной, у которой открыта голова, руки и то, что уже обычно бывает открытым у них. В таком случае необходимо отводить от неё взор согласно тому, что передал аль-Бухари от Абдуллаха Ибн Аббаса (р.а.):

عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ، رَضِيَ اللهُ عَنْهُمَا، قَالَ: كَانَ الْفَضْلُ بْنُ الْعَبَّاسِ رَدِيفَ رَسُولِ اللهِ، صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، فَجَاءَتِ امْرَأَةٌ مِنْ خَثْعَمَ ، فَجَعَلَ الْفَضْلُ ينْظُرُ إلَيهَا وَتَنْظُرُ إلَيهِ ، وَجَعَلَ النَّبِيُّ، صَلَّى الله عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، يصْرِفُ وَجْهَ الْفَضْلِ إلَى الشِّقِّ الآخَرِ

«Когда аль-Фадль [4] сидел верхом позади Посланника Аллаха (с.а.с.), подошла какая-то женщина из племени Хас`ам, и аль-Фадль принялся смотреть на неё, а она   — на него, что же касается Пророка (с.а.с.), то он стал поворачивать лицо аль-Фадля в другую сто ­ рону» .

Всевышний Аллах сказал:

قُل لِّلۡمُؤۡمِنِينَ يَغُضُّواْ مِنۡ أَبۡصَٰرِهِمۡ وَيَحۡفَظُواْ فُرُوجَهُمۡۚ

«Скажи верующим, чтобы опускали они взор свой и сдерживали плотские страсти» (24:30). Решение этой проблемы заключается в том, чтобы мужчина опускал свой взор, продолжая свою работу, которой он занимается, как, к примеру, если он ведёт с женщиной необходимый разговор или садится в транспорт и т. д. Эти надобности являются для мужчины из числа необходимых потребностей общественной жизни, и он не может обойтись без них и не может устранить открытие авратов. Следовательно, он должен опускать взор, руководствуясь текстом аята, и кроме этого ему больше абсолютно ничего не разрешено.

Здесь не уместно будет сказать, что это повсеместное явление и сложно предостеречь себя от этого. Это правило вообще противоречит шариату, т. к. запретное не становится разрешённым, если это запретное будет повсеместным явлением и также разрешённое не становится запретным, если оно будет повсеместным явлением. Неправильно будет сказать, что эти женщины являются женщинами неверными и, следовательно, с ними следует обращаться как с рабынями, и их аврат   — это аврат рабыни. Неправильно будет так говорить, т. к. хадис является общим для всех женщин и в нём не сказано только о мусульманке. Посланник (с.а.с) сказал:

إِنَّ الْجَارِيَةَ إِذَا حَاضَتْ لَمْ يَصْلُحْ أَنْ يُرَى مِنْهَا إِلاَّ وَجْههَا وَيَدَاهَا إِلَى المَفْصِلِ

«Когда у девушки начинает происходить менструальный цикл, не дозволяется чтобы кто-либо видел её (аврат) кроме лица и кистей рук» . Этот хадис запрещает смотреть на женщину, будь она мусульманкой или не мусульманкой. Этот хадис является общим во всех положениях и это положение, о котором шла речь, тоже относится к ним. Будет неверно делать къия́с [5] между не мусульманкой и рабыней, потому что здесь нет такого основания.

Поэтому те, кто приходят не в свои дома, в которых находятся женщины, не являющиеся для них махрамами, не должны смотреть больше чем на лица и кисти рук этих женщин. А также те, кто живут в городах и вынуждены погружаться в общество или иметь взаимоотношение с женщинами, у которых открыты авраты, должны опускать свои взоры и ограничиваться тем размером, в котором они нуждаются.

Это относительно взгляда. Что касается рукопожатия, то это является дозволенным действием. Мужчина может здороваться за руку с женщиной и, наоборот, без всякой преграды между ними согласно тому, что сообщается в Сахих аль-Бухари от Умму Атыйа, которая сказала следующее:

بَايَعْناَ النَّبِيَّ، صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، فَقَرَأَ عَلَيْنَا أَنْ لاَ يُشْرِكْنَ بِاللهِ شَيْئاً وَنَهَاناَ عَنْ النَّيَّاحَةِ، فَقَبَضَتِ امْرَأَةٌ مِنَّا يَدَهَا

«Мы дали байат Пророку (с.а.с.) и он сказал нам, чтобы мы не придавали Аллаху сотоварища и запретил нам оплакивать мёртвого. А одна женщина из нас забрала свою руку» . Общеизвестно, что байат проходил путём рукопожатия. То, что одна женщина забрала свою руку, означает, что она забрала руку после того, как протянула её и, что она вскоре даст байат рукопожатием. Смысл слов:

فَقَبَضَتِ امْرَأَةٌ مِنَّا يَدَهَا

«Одна женщина из нас забрала свою руку» указывает на то, что другие женщины не забрали свои руки и дали байат рукопожатием. Также Аллах сказал:

أَوۡ لَٰمَسۡتُمُ ٱ لنِّسَآءَ

«Или вы прикасались к женщинам» (4:43). Этот аят в своём общем выражении относительно всех женщин означает, что соприкосновение нарушает омовение. При этом ограниченность закона нарушением омовения от соприкосновения с женщинами указывает на то, что не запрещено дотрагиваться до них без страсти и также не запрещено здороваться с ними за руку. Кроме того, рука женщины не является авратом и не запрещено смотреть на неё без страсти и не запрещено здороваться с ней за руку.

Всё вышесказанное отличается от поцелуя. Мужчине запрещено целовать чужую женщину и женщине запрещено целовать чужого мужчину, т. к. этот поцелуй является из преддверия прелюбодеяния. Особенность подобного поцелуя такова, что он один из факторов прелюбодеяния, даже, если он происходит без страсти и даже, если он не привёл к прелюбодеянию, т. к. слова Посланника (с.а.с.) сказанные Маизу   — когда тот пришёл к нему прося, чтобы Пророк (с.а.с.) очистил его из-за того, что он совершил прелюбодеяние

لَعَلَّكَ قَبَّل ْ تَ...

«Может ты поцеловал...» вывел аль-Бухари путём Ибн Аббаса, указывают на то, что подобный поцелуй является из преддверия прелюбодеяния. Аяты и хадисы, которые запрещают прелюбодеяние, включают в себя запрет всех предпосылок прелюбодеяния, даже если это будет соприкосновение, в случае если оно имеет особенность быть предпосылкой к прелюбодеянию, как если мужчина желает женщину, или соблазняет её, страстно целует, или обнимает её и тому подобное, как это происходит между некоторыми безнравственными юношами и девушками. Этот поцелуй запрещён, даже, если случается в результате приветствия человека, вернувшегося откуда-либо, поскольку особенностью подобного поцелуя между юношами и девушками является то, что он из предпосылок прелюбодеяния.


[1] Къари́на   — шариатское доказательство, указывающее на то, что приказ, имеющийся в шариатских текстах, указывает на обязательность (фард) исполнения того, что в нём требуется исполнить или указывает на запрет (харам) его исполнения, если в приказе имеется обратное. Если къарина отсутствует, то приказ указывает на желательное исполнение, если в нём требуется исполнение или указывает на нежелательное исполнение, если в нём требуется неисполнение.

[2] Иллят   — вещь, из-за которой существует закон. Говоря иначе   — это положение, побуждающее к закону, т. е. к изданию закона, а не к его исполнению и образованию. Отсюда является необходимым, чтобы иллят была описанием уместным, т. е. описанием разъяснительным.

[3] Таба́ззуль   — находиться в нескромном виде одежды.

[4] Брат Абдуллаха бин Аббаса, да будет доволен ими Аллах обоими.

[5] Къияс   — в терминологии науки о основах мусульманского права, къияс означает относить закон о какой-то вещи к другой вещи из-за того, что они имеют один и тот же общий мотив.