Дела женщины

 

Законодательная природа взгляда Ислама определяет дела, которые совершает человек просто в качестве человека, разрешёнными каждому, как мужчине, так и женщине одинаково без всякого различия между ними. Или определяет эти дела, как обязательные, запретные, нежелательные или желательные. Что же касается тех дел, которые совершаются мужчиной, как мужчиной, с качеством его человеческой природы, и тех дел, которые совершаются женщиной, как женщиной, с качеством её человеческой природы, то в этом случае шариат провёл между ними различие в этих делах и сделал эти дела разнообразными по отношению к каждому из них в отдельности. Причём в одинаковой степени относительно обязательности, запрещённости, желательности, нежелательности или дозволенности. Правление определено шариатом для мужчин без женщин, а уход за детьми определён для женщин без мужчин. Поэтому необходимо, чтобы дела, которые касаются женщины, поручались женщинам, а дела, которые касаются мужчины, поручались мужчинам. Поскольку Всевышний Аллах, который создал мужчину и женщину, более и лучше всех знает то, что является из особенностей мужчины или особенностей женщины. Поэтому обязательно следует останавливаться у черты законов, которые даны Аллахом и не переходить их, без разницы, относятся ли они только к мужчинам или только к женщинам, или же относятся к человеку, невзирая на его половую принадлежность, т. к. Аллах лучше знает то, что является пригодным и полезным для человека. Пытаться на основе разума запретить женщине какие-то дела под предлогом, что они не являются из её особенностей, либо пытаться предоставить ей какие-то другие дела, которые касаются мужчины, считая, что такое предоставление якобы будет справедливым по отношению к ней и установлением справедливости между женщиной и мужчиной, всё это является нарушением шариата, является грубой ошибкой и причиной зла.

Шариат определил женщину матерью и хозяйкой дома. Он установил для неё законы, касающиеся беременности, родов, кормления грудью, ухода за детьми и идды. Что-либо из перечисленных вещей не определены шариатом для мужчины, т. к. эти законы касаются женщины как женщины, согласно её природе. На неё возложена ответственность за ребёнка, беременность, роды, кормление грудью и уход за ним. Эта ответственность является самым важным её делом и самой большой её ответственностью. Исходя из этого, можно сказать, что основное занятие женщины заключается в том, что она мать и хозяйка дома, т. к. от этого дела зависит сохранность человеческого рода и, потому что именно женщина характеризуется этим делом, а не мужчина. Согласно этому должно быть ясным то, что сколько бы дел и поручений ни возлагалось на женщину, основным её делом должно оставаться материнство и уход за детьми. Поэтому мы находим, что шариат разрешил ей разговляться во время поста в Рамадан, когда она беременная или кормит грудью. Шариат снял с неё обязательность совершения намаза в период, когда она имеет месячные или послеродовые кровотечения. Также мужчине запрещено уезжать с ребёнком с места её жительства до тех пор, пока она ухаживает за ним. Всё это ради завершения её основной работы, которая выражается в том, что она мать и хозяйка дома.

Однако то, что её основным делом является материнство и хозяйство по дому, не означает, что она не имеет право исполнять другие дела, это говорит о том, что Аллах создал её, чтобы мужчина находил в ней успокоение, и от неё шло продолжение потомства. Аллах сказал:

وَ ٱ للَّهُ جَعَلَ لَكُم مِّنۡ أَنفُسِكُمۡ أَزۡوَٰجٗا وَجَعَلَ لَكُم مِّنۡ أَزۡوَٰجِكُم بَنِينَ وَحَفَدَةٗ

«И Аллах дал вам жён из вашего числа, и дал вам детей и внуков от жён ваших» (16:72).

وَمِنۡ ءَايَٰتِهِ ۦٓ أَنۡ خَلَقَ لَكُم مِّنۡ أَنفُسِكُمۡ أَزۡوَٰجٗا لِّتَسۡكُنُوٓاْ إِلَيۡهَا

«И к числу знамений Его относится то, что сотворил Он пары для вас из вашего числа, дабы могли вы обрести в них покой» (30:21). В то же время Аллах создал её, чтобы она работала и занималась делами в общественной жизни, точно также, как и в личной жизни. Он обязал ей распространение исламского призыва и поиск знаний в необходимых делах её жизни. Он запретил ей лгать, поступать вероломно и предательски так же, как и мужчине. Ей разрешено заниматься сельскохозяйственными, промышленными и торговыми делами, заключать контракты, владеть всеми видами имущества и развивать свой капитал. Она вправе сама управлять своим делами в жизни, быть компаньоном и работником, нанимать людей, брать внаём недвижимость, вещи и исполнять другие дела. И это на основании обращений законодателя, которые имеют общую форму и не выделяют женщину запретом. Но женщине не разрешается вставать у власти, и по этой причине она не может быть руководителем государства, его помощником, областным (валий) и районным (амил) руководителями и так далее, из числа того, что относится к правлению. От Абу Бакара передаётся следующее:

لَمَّا بُلِغَ رَسُولُ اللهِ، صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، أَنَّ أَهْلَ فَارِس مَلَّكُوا عَلَيْهِمْ بِنْتَ كِسْرِى قَالَ: لَنْ يُفْلِحَ قَوْمٌ وَلَّوْا أَمْرَهُمْ اِمْرَأَةً

«Когда к Посланнику Аллаха (с.а.с.) пришло известие о том, что персы провозгласили своим королём дочь Кисра, он сказал: «Никогда не будет иметь успех тот народ, который назначил своим правителем женщину»» , передал аль-Бухари. Это ясно указывает на запрет принятия женщиной правления с порицанием тех, кто предоставляют правление женщинам. Аллах сказал:

يَٰٓأَيُّهَا ٱ لَّذِينَ ءَامَنُوٓاْ أَطِيعُواْ ٱ للَّهَ وَأَطِيعُواْ ٱ لرَّسُولَ وَأُوْلِي ٱ لۡأَمۡرِ مِنكُمۡۖ

«О вы, кто веруете, повинуйтесь Аллаху, и Посланцу, и обладателям власти среди вас » (4:59). Следовательно, женщине запрещается принимать правление, а что касается других дел, то она может заниматься ими. Согласно этому, женщина может назначаться на должности в государстве, т. к. это не из правления, а входит в раздел найма и она будет служащим (чиновник), который является особым работником при правительстве, подобно работнику при любом человеке или кампании. Она может заведовать судом, т. к. судья не является правителем. Он решает споры между людьми и осведомляет обе судящиеся стороны о шариатском законе в обязательной для них форме. Поэтому суд получил следующее определение: «Это осведомление о законе в обязательной для исполнения форме» . Следовательно, судья является служащим, а не правителем. Он является наёмным работником, как и остальные наёмные работники. От Умара Ибн аль-Хаттаба, передано, что он назначил одну женщину, которую звали аш-Шафа, судьёй хисбат, который решает все нарушения (на рынке и т. д.). Вопрос допуска того, чтобы женщина была судьёй, связан с текстом вышеупомянутого хадиса и его применением к реальному положению должности судьи. Если хадис о запрете назначать женщину правителем подходит к суду, то назначение её судьёй будет недопустимым, а если хадис не подходит к этому, то он не будет доказательством, запрещающим женщине быть судьёй. Рассматривая хадис, находим, что Посланник (с.а.с.) выразил порицание народу, который назначил женщину своим правителем. Это было в форме ответа на известие о том, что персы назначили своим королём женщину. Следовательно, этот хадис комментирует известие и находится в степени ответа на вопрос. Данный хадис касается лишь темы известия, а темой известия является правление, т. е. руководство государством, и комментарий был именно на это и поэтому хадис касается темы руководства государством, т. е. правления. Это с одной стороны. С другой стороны запрет относится к правлению вообще. Таково значение хадиса и то, на что он указывает. Что же касается темы суда, то это нечто иное, нежели работа халифа и работа валия. Говоря о работе халифа и работе валия, следует отметить, что она представляется в прямом исполнении власти с его стороны и, причём без разницы в том, была ли поднята к нему проблема или решение судьи, или никто не поднял к нему какую-либо проблему, а он сам усмотрел нарушение шариата и привлекает нарушителя к суду без обвинителя, и затем по отношению к нему исполняет закон. Что касается судьи, то он не может судить без наличия поднятого к нему иска (жалобы) и двух судящихся сторон. Судья судит, когда есть обвинение, а при отсутствии обвинителя он никакого отношения к суду не имеет. При рассмотрении проблемы, он осведомляет о законе Аллаха по данной проблеме в обязательном для исполнения порядке, и имеет право исполнительной власти лишь в том случае, если назначен судьёй. Тогда он судит в качестве судьи. Согласно этому, реальное положение суда вообще отличается от правления и к нему не применим вышеприведённый хадис. Кроме того суд абсолютно не может относиться к правлению и судья не имеет никакой власти над кем-либо из жителей той местности, в которой он назначен судьёй и даже над судящимися сторонами. Подчинение ему не является обязательным. Обязательным является исполнение его решения, когда он выносит его по определённому вопросу, т. к. это будет решением Аллаха, а не потому, что это веление судьи. Его решение не считается решением судьи, если оно не вынесено в маджлис къада́ (судебный совет). Поэтому, если судья видел какое-то происшествие или слышал о нём вне маджлис къада, то это не даёт ему право судить о том, что он видел или слышал до тех пор, пока это не происходило в маджлис къада. И это в отличии от правителя, подчинение которому обязательно в любом положении, и он не имеет определённый маджлис для правления, а проводит правление у себя в доме, на дороге, в столице государства и в каждом месте. Подчинение ему в этом является обязательным. Посланник (с.а.с.) сказал:

وَمَنْ يُطِعِ الأَمِيرَ فَقَدْ أَطَاعَنِي

«Кто подчиняется правителю, тот подчиняется мне» , от Абу Хурайры, муттафакъун алейхи. Согласно этому, хадис о запрете назначать женщину правителем абсолютно не касается её работы в качестве судьи и поэтому эта работа не является запретной для неё на основании данного хадиса. Реальное положение судьи таково, что он является наёмным работником при правителе, который нанял его для определённой работы за определённую плату. Слово «наёмный работник», которое имеется в достоверных хадисах, включает в себя каждого наёмного работника на любую работу. Если человек, обучающий Корану, был принят во внимание Посланником (с.а.с.), как наёмный работник и он сказал:

إِنَّ خَيْرَ مَا أَخَذْتُمْ عَلَيْهِ أَجْرًا كِتَابُ اللهِ

«Лучшее, за что вы берёте плату   — это Книга Аллаха» , от Ибн Аббаса вывел аль-Бухари. Судья также считается наёмным работником и та плата, которую он получает из государственной казны   — это его заработная плата. Неправильным будет сказать, что судья является помощником правителя и, следовательно, примыкает к нему в делах правления. Это неверно. Судья   — это наёмный работник при правителе, а не его помощник. Задача судьи заключается в том, чтобы понять реальность проблемы между двумя судящимися сторонами и разъяснить людям соответствие правовых статей   — в положении, когда имеется таба́нни [1]   — с законами шариата, или разъяснить шариатские законы вообще в положении, когда не имеется табанни.

Вышесказанное было относительно судьи хусума́т [2] и мухта́сиба [3] . Что же касается судьи маза́лим [4] , то женщина не может быть им, т. к. суд мазалим является из числа правления. Реальное положение этого суда соответствует реальному положению правления и к нему применим вышеприведённый хадис. Такого рода судья рассматривает ма́злима (притеснение, несправедливость), которое происходит со стороны правителя относительно людей, независимо от того, была ли мазлима кем-либо предъявлена или нет. Если кто-то предъявляет обвинение правителю, то этот судья не нуждается в том, чтобы пригласить обвиняемого правителя к себе. Он может пригласить его к себе, а может и не приглашать. Поскольку здесь тема не заключается в осведомлении о решении относительно какого-то вопроса, а заключается в поднятии несправедливости, которая исходит от правителей по отношению к людям. Реальное положение, которое представляется в суде мазалим, является правлением и поэтому женщина не может возглавлять этот суд.

Остался вопрос допустимости того, чтобы женщина была членом в маджлис умма (совет уммы). Этот вопрос непонятен некоторым людям, и они думают, что женщина не может быть членом в маджлис умма, проводя аналогию между маджлис умма в Исламе, и парламентом в демократическом устройстве государства. В действительности имеется разница между парламентом в демократической системе и маджлис умма в Исламе. По определению демократии парламент считается из правления, т. к. обладает соответствующими полномочиями. Он выбирает руководителя государства и снимает его с этого поста, выражает доверие кабинету министров или лишает его своего доверия и тотчас устраняет его от власти. Реальное положение парламента таково, что он занимается исполнением трёх дел.

Первое   — требует отчёт от правительства и проводит контроль над его деятельностью.

Второе   — издаёт законы.

Третье   — назначает правителей и снимает их с должностей.

Парламент, с позиции требования отчёта от правительства и контролирования его, не занимается правлением, но с позиции издания законов, назначения и устранения правителей, считается из правления. Это отличается от маджлис умма, деятельность которого заключается в требовании отчёта от правителя, контролировании его деятельности и выражении недовольства по отношению к всякого рода нарушениям, как нерадение в управлении делами, попустительство в исполнении Ислама или уклонение от распространения исламского призыва и тому подобное. Однако этот маджлис не издаёт законы, не назначает правителя и не устраняет его. Таким образом, маджлис умма   — это абсолютно другой орган, нежели парламент. Поэтому женщина может быть членом в маджлис умма, т. к. это не правление. Однако ей не позволительно быть членом в парламенте в силу того, что он является правлением, если только ее роль и вхождение в парламент не будут ограничены отчетом, проведением контроля и донесением призыва. Точно так же мужчине не дозволяется быть членом парламента, если только его вхождение не будет ограничено отчетом, проведением контроля и донесением призыва. Несмотря на то, что мужчина может находиться в правлении, однако само правление должно ограничиться законодательством Всевышнего Аллаха, тогда как в парламенте правление происходит в соответствии с капиталистической демократической идеологией.

Недопустимость того, чтобы женщина находилась в правлении, не означает, что ей нельзя избирать правителя. Потому что запрет женщине находится в правлении, исходит из открытого текста, переданного аль-Бухари от Абу Бакара, от Пророка Аллаха (с.а.с.), который сказал:

لَنْ يُفْلِحَ قَوْمٌ وَلَّوْا أَمْرَهُمْ امْرَأَةً

«Никогда не будет иметь успех тот народ, который назначил своим правителем женщину» . Это полностью отличается от положения выбора правителя, которое даёт ей право избирать того, кто будет править ею, а не даёт ей правление. Это право предоставлено женщине шариатом, и она может избирать правителя и любого мужчину для работы во власти, т. к. ей можно избирать халифа и давать ему байат. От Умму Атыйя передано следующее:

بَايَعْناَ النَّبِيَّ، صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، فَقَرَأَ عَلَيْنَا أَنْ لاَ يُشْرِكْنَ بِاللهِ شَيْئاً وَنَهَاناَ عَنْ النَّيَّاحَةِ، فَقَبَضَتِ امْرَأَةٌ مِنَّا يَدَهَا فَقَالَتْ: فُلاَنَة أَسْعَدَتْنِي وَأَنَا أُرِيدُ أَنْ أَجْزِيهَا. فَلَمْ يَقُلْ شَيْئًا فَذَهَبَتْ ثُمَّ رَجَعَتْ

«Мы дали байат Пророку (с.а.с.) и он сказал нам, чтобы мы не придавали Аллаху сотоварища, и запретил нам оплакивать мертвого, а одна из нас, забрав свою руку, сказала: «Одна женщина обрадовала меня, и я хочу отблагодарить её». Пророк (с.а.с.) ничего не сказал. Эта женщина ушла и через некоторое время вернулась» , вывел аль-Бухари. Этот байат, данный Пророку (с.а.с.), не был байатом на его пророчество, а был байатом на подчинение правителю. Это указывает на то, что женщина вправе давать байат правителю и избирать его. Это относительно парламента. Что касается маджлис умма, то здесь дело обстоит иначе, т. к. этот маджлис служит для того, чтобы узнавать и предоставлять мнение, но не имеет полномочие власти. Он не избирает правителя, за исключением, если умма уполномочивает его вместо себя в этом, а также не имеет право отстранять правителя от власти и не издаёт законы. Вся его деятельность связана с мнением. Деятельность маджлис умма такова, что государство обращается к нему с целью узнать его мнение относительно внутригосударственных дел, которые государство желает исполнить. Маджлис умма проводит отчёт с государства за исполненные им внутренние и внешние государственные дела или сам предоставляет какие-то мнения относительно внутренних и внешних дел. Также этот маджлис высказывает своё мнение по поводу кандидатов на пост халифа и знакомит с недовольством, которое проявляется к этим кандидатам со стороны валиев и помощников. В его сферу входит совещательная деятельность, которая не обязывает халифа, является предоставление халифу своего мнения относительно принимаемых халифом законов. Всё это является мнениями, которые показывают правильное исполнение действий и не является правлением.

Члены маджлис умма являются доверенными лицами от Уммы в мнении и ни больше. Они не являются доверенными лицами от неё в правлении. Они могут быть доверенными в назначении правителя лишь в том случае, если Умма уполномочивает их от себя в этом, но не в устранении правителя. Даже, когда они проявляют своё недовольство по отношению к помощникам и валиям, они не устраняют их со своих должностей, основываясь на мнении членов маджлиса, а отстраняются от должностей со стороны халифа согласно мнению маджлис умма. Это отличается от парламента, который может немедленно отстранить правительство, если парламентарии выражают недоверие к нему, не нуждаясь в том, чтобы это правительство было устранено руководителем государства.

Поскольку члены маджлис умма являются уполномоченными лицами в мнении, то и женщина имеет право предоставлять своё мнение во всём, что является из полномочий маджлис умма. Она вправе высказывать свои политические, экономические, законодательные и другие взгляды и мнения. Для этого она может уполномочивать от себя того, кого хочет, и быть самой уполномоченной от того, кто хочет. В Исламе право высказывать мнение дано женщине, равно как и мужчине. По Исламу совет является одинаковым правом мужчины и женщины. Аллах сказал:

وَشَاوِرۡهُمۡ فِي ٱ لۡأَمۡرِۖ

«И советуйся с ними в делах» (3:159).

وَأَمۡرُهُمۡ شُورَىٰ بَيۡنَهُمۡ

«И чьи дела (разрешаются) посредством совета меж ними» (42:38). Данная речь в этих аятах Корана имеет общий характер, т. е. касается и мужчины и женщины. Таким же образом приказ к одобряемому и удержание от запретного, является одинаковой обязанностью мужчины и женщины. Аллах сказал:

وَلۡتَكُن مِّنكُمۡ أُمَّةٞ يَدۡعُونَ إِلَى ٱ لۡخَيۡرِ وَيَأۡمُرُونَ بِ ٱ لۡمَعۡرُوفِ وَيَنۡهَوۡنَ عَنِ ٱ لۡمُنكَرِۚ

«И средь вас должна быть партия, которая призывает к добру и предписывает праведность, а неверное запрещает» (3:104).

Посланник (с.а.с.) сказал:

مَنْ رَأَى مِنْكُمْ مُنْكَرًا فَلْيُغَيِّرْهُ

«Кто из вас увидит запретное, пусть изменит его» . Слова данного хадиса тоже являются общими для мужчины и женщины. Требование отчёта от правителей является обязанностью мужчины и женщины. Давать доброе наставление является узаконенным положением для мужчины и женщины, т. к. Пророк (с.а.с.) сказал:

الدِّينُ النَّصِيحَةُ، قِيلَ لِمَنْ يَا رَسُولَ اللهِ، قَالَ: لِلهِ وَلِرَسُولِهِ وَلِأَئِمَّةِ الْمُسْلِمِينَ وَعَامَّتِهِمْ

«Религия   — это доброе наставление» и у него спросили: «О, Посланник Аллаха, для кого?». Он ответил: «От Аллаха и Его Посланника, руководителям мусульман и всем остальным мусульманам» , вывел Муслим от Тамима ад-Дарий. Посланник (с.а.с.) не ограничил право давать наставление мужчиной. Поэтому каждый мусульманин, будь он мужчиной или женщиной, вправе давать наставление руководителям мусульман и всем остальным мусульманам. То, что женщины проводили прение с Посланником Аллаха (с.а.с.) и спрашивали его, говорит о том, что они вправе спрашивать халифа и проводить прение с ним и с другими людьми власти. Передано, что когда в праздничный день Посланник (с.а.с.) произнёс проповедь мужчинам:

مَضَى حَتَّى أَتَى النِّسَاءَ فَوَعَظَهُّنَّ وَذَكَّرَهُّنَ فَقَالَ: تَصَدَّقْنَ، فَإِنَّ أَكْثَرَكُنَّ حَطَبُ جَهَنَّمَ، فَقَامَتِ امْرَأَةٌ مِنْ سطة النِّسَاء سفعاء الخدين، فَقَالَتْ: لِمَ يَا رَسُولَ اللهِ؟

«он прошел к женщинам и, произнеся речь в их адрес, сказал им: «Давайте милостыню. Поистине, многие из вас являются обитателями Ада». Одна темнощекая женщина из них сказала: «О, Посланник Аллаха! Почему...?» , вывел Муслим от Джабира. Это указывает на то, что женщина провела прение с Пророком (с.а.с.) и спросила его о причине того, что он сказал им. Рассказ Хаулы, дочери Саълабы, которая пришла к Посланнику (с.а.с.), спрашивая его о положении зихар [5] , которое совершил её муж, и Посланник (с.а.с.) сказал ей, что поскольку ему не было ниспослано об этом откровения, он не может вмешиваться, и затем она стала спорить с ним. Это известный рассказ, о котором Аллах упоминает в Коране:

قَدۡ سَمِعَ ٱ للَّهُ قَوۡلَ ٱ لَّتِي تُجَٰدِلُكَ فِي زَوۡجِهَا وَتَشۡتَكِيٓ إِلَى ٱ للَّهِ وَ ٱ للَّهُ يَسۡمَعُ تَحَاوُرَكُمَآۚ

«Воистину, услышал Аллах мольбу той, которая просит тебя о муже своём и жалуется Аллаху; и слышит Аллах спор ваш» (58:1). Это ясно говорит о том, что женщины проводили прение с Посланником (с.а.с.). Не может быть и речи о какой-либо недопустимости того, чтобы женщина могла высказывать своё мнение в чем-либо и проводить прение относительно этого. Ни у кого нет сомнения в этом. И по этому поводу имеется единогласное одобрение сподвижников Пророка (с.а.с.).

Говоря о допустимости того, что женщина имеет право уполномочивать от себя кого захочет в высказывании мнения и быть самой уполномоченной в этом от кого захочет, то это тоже является бесспорным положением. Поскольку женщина вправе уполномочивать человека от себя в брачном договоре, торговле и т. д., а также быть уполномоченной от другого человека в этом. Это не касается только каких-то определённых дел, а касается всего и мнение является из этого числа.

Из-за того, что маджлис умма является маджлисом для высказывания мнения, а его члены являются уполномоченными лицами от других людей, то женщина может избирать и сама быть избранной в этот маджлис, т. е. она может быть уполномоченной от другого человека и уполномочить от себя другого в высказывании мнения. В тринадцатом году от послания Мухаммада (с.а.с.), т. е. в том году, когда он совершил переселение, к нему пришли семьдесят три мужчин и две женщины, которыми были Умму Аммара, дочь Кальба, одна из женщин Бану Мазин и Асма, дочь Амра Ибн Удай, одна из женщин Бану Салама. Посланник (с.а.с.) назначил им встречу при Акъабе и глубокой ночью они отправились к условленному месту. Все они, включая женщин, пришли, и там Посланник (с.а.с.) сказал им:

أُبَايِعُكُمْ عَلَى أَنْ تَمْنَعُونِي مَا تَمْنَعُونَ بِهِ نِسَاءَكُمْ وَأَبْنَاءَكُمْ

«Я даю вам байат на то, чтобы вы защищали меня, как защищаете своих женщин и детей» , вывел Ибн Хиббан в своей книге «ас-Сахих» от Авфа Ибн Малика. Их байат был такого содержания:

بَايَعْنَا عَلَى السَّمْع وَالطَّاعَةِ فِى عُسْرِنَا وَيُسْرِنَا وَمُنْشِطِنَا وَمُكْرِهِنَا، وَأَنْ نَقُولَ بِالْحَقِّ أَيْنَمَا كُنَّا، لاَ نَخَافَ فِى اللهِ لَوْمَةَ لاَئِمٍ

«Мы даём тебе байат на послушание и подчинение тебе в лёгкости и трудности, в горе и радость, и говорить истину, где бы мы ни были, не боясь на пути Аллаха упрёка порицающего» , вывел Ахмад, ан-Нисаий от Убады Ибн ас-Самита. Это был политический байат. Следовательно, если женщине можно давать политический байат, то она может избирать и быть избираемой, т. к. байат и избрание являются из одного и того же рода дел, т. е. из рода выбора правителя и подчинения ему. Доказательством тому, что байат и избрание являются из одного рода дел, является тот факт, что если халифу не даётся байат, то он не будет по шариату халифом. То, что делает его халифом   — это байат, который, по сути, является выбором халифа и заключением договора в подчинении ему. Нельзя говорить, что байат   — это только договор подчинения. Поскольку таковым он является для тех, кто дал байат лишь после заключения халифата, а вначале, байат   — это выбор и обязательство подчиняться. Условием байата является согласие, т. к. это договор по обоюдному согласию и поэтому байат и избрание являются из одной сферы. Таким образом, выбирать того, кто будет представлять женщину в высказывании мнения в маджлис умма, является дозволенным положением, т. к. если она может выбирать халифа, который занимает самый высокий пост во власти, то она тем более может выбирать того, кто занимает меньший пост, чем халиф. Этим самым становится ясным, что женщине дозволено по шариату избирать членов в маджлис умма.

Это с точки зрения указания байата второй Акъабы на то, что женщине можно выбирать другого человека в маджлис умма. Что же касается указания этого байата на то, что женщина может быть избранной в маджлис умма со стороны другого человека, то Посланник (с.а.с.)   — после того, как люди завершили байат   — сказал им всем, мужчинам и женщинам:

أَخْرِجُوا لِي مِنْكُمْ اِثْنَي عَشَرَ نَقِيبًا يَكُونُونَ عَلَى قَوْمِهِمْ بِمَا فِيهِمْ كُفَلاَء

«Представьте мне из вас двенадцать старшин, которые будут поручителями своего народа» , вывел Ахмад. Это поручение от Пророка (с.а.с.) было для всех, чтобы они выбрали из числа всех присутствующих и оно было общим, и Пророк (с.а.с.) не выделил мужчин и не исключил женщин, как избирающих, так и избираемых. То, что является общим, продолжает оставаться общим до тех пор, пока нет доказательства выделяющего характера. В виду того, что это поручение не имело выделяющий характер, то оно являлось общим для всех мужчин и женщин, одинаково, как для избирающего, так и для избираемого.

Таким образом, дозволение женщине быть членом маджлис умма и выбирать других членов маджлиса узаконено с точки зрения того, что она может представлять другого человека во мнении, точно так же, как и самой говорить от имени другого. А так же узаконено, исходя из хадиса второй присяги аль-Акъаба.

Ни у кого не может быть никакого сомнения в том, что совет   — право мужчины и женщины.Требование отчёта от правителя, приказывание к одобряемому и удерживание от запретного являются обязанностью мужчины и женщины, доброе наставление узаконено для мужчин и женщин, представительство во мнении является дозволенным для мужчины и женщины, женщина вправе иметь мнение и давать его без разницы в том, является ли это мнение политическим, законодательным или каким-то другим. Так как деятельность маджлис умма ограничена в совете и требовании отчёта от правителя, в приказе к одобряемому и удерживании от запретного, в добром наставлении руководителям мусульман и во всём, что касается мнения, а также из-за того, что правление не является деятельностью этого маджлиса, то такое положение требует отсутствия какого-либо сомнения по поводу дозволенности того, чтобы женщина могла быть членом маджлис умма и избирать его членов. Но все-таки некоторые люди имеют сомнение относительно дозволенности избрания женщиной членов маджлис умма, т. к. они видят байат только в обязательстве подчинения без избрания и, следовательно, не находят в нём доказательства на дозволенность избрания. Однако несомненным обстоятельством является то, что маджлис умма служит для мнения и, что женщина вправе уполномочить во мнении кого захочет, то в этой связи не должно быть малейшего сомнения относительно дозволенности избрания женщиной членов маджлис умма, не говоря о том, что вначале, байат   — это договор согласия, т. е. выбор халифа с согласием двух договаривающихся сторон, а не только обязательства в подчинении, из чего следует, что байат и избрание являются из одного рода дел, т. е.   — это выбор халифа. Женщина имеет право избирать правителя, как на это указывает достоверный хадис о байате женщин и, значит, она тем более может избирать членов маджлис умма. Также некоторые сомневаются в дозволенности того, что женщина может быть членом в маджлис умма, из-за того, что путают маджлис умма с парламентом. Поскольку бесспорным является то, что маджлис умма   — это не парламент, т. к. маджлис умма служит для мнения, а парламент   — для правления, и поэтому они не могут быть схожи друг с другом. Следовательно, здесь не должно быть никакого сомнения относительно дозволенности того, что женщина может быть членом в маджлис умма из-за отсутствия сходства между маджлис умма и парламентом.


[1] Таба́нни   — принятие определённых законов в исламском государстве, которые становятся обязательными для исполнения, и такое принятие является правом только хали́фа.

[2] Судья хусума́т   — судья, который занимается разрешением споров, происходящих среди людей, в взаимоотношениях и наказаниях.

[3] Мухта́сиб   — судья, который занимается разрешением нарушений, вредящим праву группы людей. Он рассматривает все проблемы, которые являются общественными правами и относительно них нет истца с условием, что эти проблемы не относятся к наказаниям и преступлениям. Мухтасиб обладает правом вынесения решения относительно нарушения тотчас, как узнал о нём в любом месте. Он не нуждается в маджлис къада, чтобы рассмотреть жалобу, а выносит решение относительно нарушения сразу, как только убедился в его наличии. Он выносит решение в любом месте и в любое время: на рынке, дома, в машине, днём и ночью. В его распоряжении имеются силовые структуры для исполнения своих решений.

[4] Судья маза́лим   — судья, который занимается устранением конфликтов и раздоров, происходящими между людьми и государством. Он назначается для устранения любой несправедливости, которая имеет место со стороны государства относительно любого человека, который живёт под властью этого государства, без различия в том, является ли человек из числа граждан государства или не является таковым. Нет разницы в том, от кого была несправедливость: от халифа или от нижестоящих властей и служащих. Он имеет право устранить любого руководителя или служащего в государстве и даже халифа.

[5] Зихар   — женщина, о которой здесь идёт речь, это Хаула, жена Ауса Ибн Самита, которая была отвергнута своим мужем согласно старинному арабскому обычаю: муж в таких случаях говорил жене: «Ты мне   — как спина моей матери»; слово зихар происходит от захр, что означает «спина». Женщина пожаловалась Пророку, который ответил, что, поскольку ему не было ниспослано об этом откровения, он не может вмешиваться. Потом Аус захотел, чтобы она вступила с ним в брачные отношения, но она отказалась и пришла к Пророку, жалуясь на его дурной нрав. Пророк пожелал, чтобы она была более снисходительной, но она не согласилась. Именно тогда Пророк получил откровение, согласно которому муж в таких случаях, прежде чем восстановить брачные права, должен был искупить содеянное им.