Исламская среда людей

 

Вероятно, некоторые могут спросить о том, каким образом женщина может выполнять свои дела, которые разрешены ей шариатом? Например, быть служащей в государстве, судьёй, решающей споры, членом в маджлис умма, проводя прение с властью, требуя от них отчёта; и всё это наряду с теми ограничениями, которые определены ей, как запрещённость хъалват, табаррудж и то, что в своей личной жизни она может жить только с женщинами и махрамами?

Другие могут спросить: если женщине разрешено ходить по рынкам, проводить прение с мужчинами, заниматься делами в общественной жизни и в обществе, то каким образом будет сохранена нравственность и добродетель?

Данные два вопроса и им подобные вопросы, которые вводят в сомнение, часто наблюдаются у одних и других людей, когда им представляются законы социальной системы. Дело в том, что эти люди видят реальность своей жизни под правлением капиталистической системы и влиянием неверия. По этой причине им трудно представить исполнение Ислама.

Ответом на эти вопросы будет являться следующее: социальная система Ислама   — это многочисленные законы шариата. Соблюдая одни из них, не следует забывать про другие. Требование руководствоваться каким-то одним из этих законов не означает оставить руководство другим законом, а наоборот мусульманин и мусульманка обязаны соблюдать все законы шариата, чтобы не происходило противоречие в одном человеке и в результате не наблюдалось противоречие в законах. Ислам, разрешая женщине исполнение определённых дел, не имеет ввиду то, чтобы она украшалась и готовилась словно невеста, которая будет торжественно отведена к жениху, и после этого отправлялась в государственное учреждение, где работает служащей. Или, например, работая в больнице медсестрой, появляясь перед мужчинами в соблазнительном украшении. Ислам не имеет ввиду то, что она может идти работать продавщицей в подобном виде, изнеженном и соблазняющем. Во время торговли вести такую речь, которая склоняет покупателя к наслаждению разговором с нею в течении торга ради того, чтобы поднять цену для этого покупателя или побудить его сделать покупку. Ислам не имеет ввиду, что она может работать машинисткой у адвоката или секретарём у работодателя и при этом уединяться с ним каждый раз, когда этого требует работа и одевать неподобающую одежду, ходить с открытыми волосами, грудью, спиной, руками, ногами, показывая ему те части своего тела, которые он желает видеть.

Нет, Ислам не означает что-либо из этого и тому подобного, беря во внимание то, что есть в неисламской среде людей, которая живёт в неисламском обществе, над которым главенствует западный образ жизни. Ислам означает то, чтобы мусульманин исполнял все законы Ислама. Ислам, определив дозволенным то, чтобы женщина занималась на рынке куплей или продажей, он в то же время запретил ей выходить туда в вызывающей одежде (см. табарруж) и велел ей брать оба закона вместе. Вера в Ислам обязывает мусульманина исполнять все его законы. Ислам установил законы, которые содержат в себе исполнение позитивных и отдаление от негативных дел, что сохраняет мусульманина от выхода за черту добродетели и защищает его от того, чтобы он не скатился к сексуальному взгляду, когда находится среди людей.

Этих законов много и из числа законов, которые содержат исполнение позитивных дел, являются следующие.

1. Шариат велел каждому, мужчине и женщине, чтобы они опускали свои взоры и сохраняли свои половые органы от запретного. Аллах сказал:

قُل لِّلۡمُؤۡمِنِينَ يَغُضُّواْ مِنۡ أَبۡصَٰرِهِمۡ وَيَحۡفَظُواْ فُرُوجَهُمۡۚ ذَٰلِكَ أَزۡكَىٰ لَهُمۡۚ إِنَّ ٱ للَّهَ خَبِيرُۢ بِمَا يَصۡنَعُونَ ٣٠ وَقُل لِّلۡمُؤۡمِنَٰتِ يَغۡضُضۡنَ مِنۡ أَبۡصَٰرِهِنَّ وَيَحۡفَظۡنَ فُرُوجَهُنَّ

«Скажи верующим, чтобы опускали они взор свой и сдерживали плотские страсти. Так чище для них. Воистину, Аллах ведает, что творят они. И скажи женщинам верующим, чтобы опускали они взор свой, и сдерживали плотские страсти» (24:30,31).

Потупление взора со стороны мужчины и женщины   — это настоящее укрепление для каждого из них. Это   — личное укрепление, которое препятствует впадению в запретное, т. к. взор   — это действенное средство, ведущее к этому, а когда опускаются взоры, происходит ограждение от порицаемого.

2. Мужчине и женщине приказано быть богобоязненными. Аллах сказал:

يَٰٓأَيُّهَا ٱ لَّذِينَ ءَامَنُواْ ٱ تَّقُواْ ٱ للَّهَ وَقُولُواْ قَوۡلٗا سَدِيدٗا ٧٠

«О, вы, кто веруете, бойтесь Аллаха и говорите слова прямые» (33:70).

وَ ٱ تَّقِينَ ٱ للَّهَۚ إِنَّ ٱ للَّهَ كَانَ عَل َىٰ كُلِّ شَيۡءٖ شَهِيدًا

«И вы женщины бойтесь Аллаха. Воистину, Аллах   — всегда Свидетель над всеми вещами» (33:55).

وَ ٱ لۡعَٰقِبَةُ لِلتَّقۡوَىٰ

«А добрый исход   — за богобоязненностью» (20:132).

Когда мусульманин характеризуется богобоязненностью, страшится наказания Аллаха, сильно желает быть из обитателей Рая и достичь довольство Аллаха, то эта богобоязненность отклоняет его от запретного и удерживает его от того, чтобы быть непокорным Создателю. Это является единственно личным сдерживающим фактором. Если мусульманин обладает богобоязненностью, то он охарактеризовался высшими качествами совершенства.

3. Ислам велел мужчине и женщине держаться подальше от сомнительных положений и остерегаться их, чтобы не впасть в греховность. Им велено не посещать какое бы то ни было место, не совершать какой бы то ни было поступок и не быть причастными к какому-то ни было положению, в котором имеется сомнение для того, чтобы они не впали в запретное. Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

إِنَّ الْحَلاَلَ بَيِّنٌ وَإِنَّ الْحَرَامَ بَيِّنٌ، وَبَيْنَهُمَا مُشْتَبِهَاتٌ لاَ يَعْلَمُهُنَّ كَثِيرٌ مِنْ النَّاسِ، فَمَنِ اتَّقَى الشُّبُهَاتِ فَقَدْ اسْتَبْرَأَ لِدِينِهِ وَعِرْضِهِ، وَمَنْ وَقَعَ فِي الشُّبُهَاتِ وَقَعَ فِي الْحَرَامِ، كَالرَّاعِي يَرْعَى حَوْلَ الْحِمَى يُوشِكُ أَنْ يَقَعَ فِيهِ. أَلاَ وَإِنَّ لِكُلِّ مَلِكٍ حِمًى، أَلاَ وَإِنَّ حِمَى اللَّهِ مَحَارِمُهُ

«Запретное и дозволенное очевидны, а между ними имеются сомнительные, которых не знают многие из людей. Кто избегает сомнительного, тот очищает свою религию и честь. Кто впадает в сомнительное, тот впадает в запретное, подобно пастуху, который пасёт стадо около заповедника и близок к тому, чтобы попасть в него. Будьте внимательны! Поистине, заповедное Аллаха   — это его запреты» , вывел Муслим от Нуъмана Ибн Башира. Сомнение происходит в трёх видах:

а) Сомнение относительно определённой вещи, т. е. сомнение в том, является ли эта вещь запретной или дозволенной. Либо сомнение относительно определённого поступка, т. е. сомнение в том, является ли этот поступок обязательным или запретным, нежелательным, желательным, или дозволенным. Наличие этого сомнения в вещи или в решении (законе) поступка, не позволяет человеку приступать к исполнению того, в чём он сомневается, пока не узнает решение Аллаха относительно этого. После того, как он узнаёт это решение, он может спокойно руководствоваться им, без различия в том, узнал ли он это решение в результате собственного иджтихада или узнал его от муджтахида, или от человека, знающего это решение, даже, если этот человек является мукъа́ллидом [1] , или а́ммий [2] , до тех пор, пока он уверен в его богобоязненности и уверен в его знании решения, а не в его абсолютном знании.

б) Подозрение человека в том, что он может впасть в запретное путём исполнения дозволенного из-за близости этого дозволенного к запретному, и у него имеется лишь предположение в этом. Например, он положит деньги на хранение в банк, который занимается ростовщичеством или продаст виноград человеку, имеющему места для изготовления вина, или будет давать периодические уроки девушке и тому подобное. Такие дела являются дозволенными, и он может совершать их, но лучше, если он не будет их совершать, проявляя набожность.

в) Сомнение людей относительно какого-то дозволенного поступка, которые думают, что он является запретным, в следствии чего человек отдаляется от исполнения этого дозволенного поступка, опасаясь того, что люди будут строить всякого рода предположения о нём. Примером этому может быть человек, который не проходит через место, подозреваемое в порочности, чтобы люди не подозревали его и не сказали о нём, что он порочный. Опасаясь этого, он избегает дозволенного. Также примером здесь может быть человек, который проявляет настойчивость в том, чтобы его жена или его родные женщины закрывали свои лица, хотя он сам считает, что лицо женщины не является авратом. Однако он проявляет твёрдость в этом, опасаясь того, что люди будут говорить, что жена такого-то открыла лицо. В этом значении имеются две стороны.

Первое: вещь, относительно которой люди сомневаются и думают, что она запретна или нежелательна, в действительности по шариату является запретной или нежелательной. Вследствие совершения человеком дозволенного поступка люди думают, что он совершил запретный поступок. В этом положении человек либо остерегается совершать дозволенный поступок, опасаясь того, что люди будут плохого мнения о нём, либо разъясняет им свой поступок.

عَنْ عَلِيّ بنِ الْحُسَيْن أَنَّ صَفِيَّةَ بِنْتِ حُيَيٍّ زَوْجَ النَّبِيِّ، صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، أَنَّهَا جَاءَتْ رَسُولَ اللهِ تَزُورُهُ وَهُوَ مُعْتَكِفٌ فِي الْمَسْجِدِ فِي الْعَشْرِ الأَوَاخِر مِنْ رَمَضَان فَتَحَدَّثَتْ عِنْدَهُ سَاعَةً مِنَ الْعشَاء ثُمَّ قَامَتْ تَنْقَلِبُ فَقَامَ مَعَهَا النَّبِيُّ يقلبها، حَتَّى إِذَا بَلَغَتْ بَابَ الْمَسْجِدِ الَّذِي عِنْدَ مَسْكَنِ أُمّ سَلَمَة زَوْجَ النَّبِيِّ، صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، مَرَّ بِهِمَا رَجُلاَنِ مِنَ الأَنْصَارِ، فَسَلَّمَا عَلَى رَسُولِ اللهِ، صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، ثُمَّ نَفَذَا، فَقَالَ لَهُمَا رَسُولُ اللهِ، صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: عَلَى رِسْلِكُمَا إِنَّمَا هِيَ صَفِيَّةُ بِنْتُ حُيَيٍّ. قَالاَ: سُبْحَانَ اللَّهِ يَا رَسُولَ اللَّهِ وَكَبُرَ عَلَيْهِمَا مَا قَالَ. قَالَ: إِنَّ الشَّيْطَانَ يَجْرِي مِنَ ابْنِ آدَمَ مَبْلغ الدَّمِ. وَإِنِّي خَشِيتُ أَنْ يَقْذِفَ فِي قُلُوبِكُمَا شَرًّا

«От Али Ибн аль-Хуса́йна передано, что Сафи́йя, жена Пророка (с.а.с.), сообщила ему о том, что однажды она пришла посетить Пророка (с.а.с.) в то время, когда он был му́ътакиф [3] в мечети в последние десять дней месяца Рамадан и, поговорив с ним некоторое время ночью, стала уходить, а он встал вместе с ней и начал провожать её. Когда она уже была у двери мечети около дома Умму Саламы, жены Пророка (с.а.с.), возле них прошли двое мужчин из ансаров, которые дали приветствие Посланнику Аллаха (с.а.с.) и прошли дальше, а он сказал им: «Будьте спокойны, это Сафийя». Слова, сказанные Пророком (с.а.с.), пришлись тяжело для двух этих ансаров и они сказали: «Хвала Аллаху! О, Посланник Аллаха». Далее Пророк (с.а.с.) сказал им: «Поистине, шайтан передвигается в человеке, как передвигается в нём кровь и я опасался того, что шайтан может вселить в ваши сердца зло» , муттафакъун алейхи. Из этого хадиса понимается, что Посланник (с.а.с.) устранил сомнение, которое возможно могло появиться у его двух сподвижников, хотя сам Посланник (с.а.с.) превыше всяких сомнений и подозрений.

Второе: вещь, относительно которой люди сомневаются и думают, что она запретна, однако на самом деле она не является таковой. Но человек, остерегаясь того, что люди могут сказать о нём, что он совершил запретное, избегает этого дела не из-за того, что оно запретно, а из-за слов людей. Не следует избегать подобного рода действия, а наоборот следует исполнять его, таким образом, как велел шариат и не считаться в этом с людьми. В действительности Посланник (с.а.с.) получил за это порицание от Аллаха, который сказал:

وَتَخۡشَى ٱ لنَّاسَ وَ ٱ للَّهُ أَحَقُّ أَن تَخۡشَىٰهُۖ

«И ты опасался людей, хотя Аллах больше заслуживает того, чтобы ты опасался Его» (33:37). Это указывает на то, что если мусульманин видит, что шариат не запрещает ему какую-то вещь, то пускай он совершает её, даже если все люди скажут, что она запретна.

Если мусульманин остерегается этих сомнений, то это сохраняет его от греха, а также характеризует его добродетелью.

4. Ислам побуждает к раннему браку, чтобы половое отношение мужчины и женщины ограничивалось в супружестве с раннего возраста, когда половой инстинкт начинает требовать удовлетворения. Пророк (с.а.с.) сказал:

يَا مَعْشَرَ الشَّبَابِ، مَنْ اسْتَطَاعَ مِنْكُمْ الْبَاءَةَ فَلْيَتَزَوَّجْ

«О, юноши, те из вас, кто способны жениться, пусть женятся» , передано от Абдуллаха Ибн Масъуда, муттафакъун алейхи. Пророк (с.а.с.) облегчил процедуру брака тем, что побудил к снижению махра (приданого), сказав:

أَعْظَمُ النِّسَاءِ بَرَكَةً أَيْسَرهُنَّ صداقًا

«Те женщины из вас, чей махр меньше, являются более благодатными» , вывел аль-Хаким от Аиши (р.а.).

5. Те, кому не позволяют жениться особые обстоятельства, им велено быть целомудренными и сдерживать себя. Аллах сказал:

وَلۡيَسۡتَعۡفِفِ ٱ لَّذِينَ لَا يَجِدُونَ نِكَاحًا حَتَّىٰ يُغۡنِيَهُمُ ٱ للَّهُ مِن فَضۡلِهِ ۦۗ

«А те, кто не могут жениться, пусть хранят целомудрие до тех пор, пока Аллах по милости Своей не избавит их от нужды» (24:33). Им велено поститься, чтобы использовать это служение для одоления инстинкта и занять себя более высоким, коим является укрепление связи с Аллахом посредством служения. Пророк (с.а.с.) сказал:

يَا مَعْشَرَ الشَّبَابِ مَنْ اسْتَطَاعَ مِنْكُمْ الْبَاءَةَ فَلْيَتَزَوَّجْ فَإِنَّهُ أَغَضُّ لِلْبَصَرِ وَأَحْصَنُ لِلْفَرْجِ وَمَنْ لَمْ يَسْتَطِعْ فَعَلَيْهِ بِالصَّوْمِ فَإِنَّهُ لَهُ وِجَاءٌ

«О, юноши, те из вас, кто способны жениться, пусть женятся. Поистине, это потупляет взор и сохраняет половой орган. А те, кто не могут жениться, пусть соблюдают пост. Поистине, он является для них лечением» , муттафакъун алейхи. Следует сказать, что здесь пост не служит для подавления полового инстинкта, а служит для образования понятий, связанных с инстинктом поклонения, посредством которых человек отвлекается от понятий инстинкта рода, чтобы этот инстинкт не возбуждался и не доставлял ему беспокойство. Также целью поста не является истощение организма, т. к. ночное принятие пищи является достаточным для человека без дневного её принятия. Поэтому здесь не имеет место истощение организма, а имеет место наличие духовных понятий, вследствие соблюдения желательного поста.

6. Женщинам приказано быть скромными и надевать особую одежду в обществе, а также ограничивать свою личную жизнь женщинами и мужчинами-махрамами. Несомненно, что появление женщины в скромном и серьёзном виде, препятствует неблаговидным взглядам со стороны тех, у кого нет богобоязненности. Эта одежда полностью и детально описана в Коране. Надевая эту одежду, она может выходить в ней в общественные места по своим делам, в положении высшей степени скромности, достоинства и почтения, что отдаляет её от неблаговидных взглядов небогобоязненных людей.

Это шариатские законы, которые включают в себя исполнение позитивных дел. Что касается шариатских законов, которые включают в себя отдаление от исполнения негативных дел, то из их числа следующие:

1. Мужчине и женщине запрещено уединяться друг с другом. Уединение (хъалват)   — это когда мужчина с женщиной собираются в каком-то месте, которое не даёт никому возможность войти к ним без их разрешения, как их собрание в доме или в безлюдном месте вдали от дороги. Уединение   — это собрание мужчины и женщины наедине, при котором невозможно присутствие какого-либо другого человека вместе с ними. Это уединение само по себе является порочностью и поэтому Ислам запретил любое уединение между мужчиной и женщиной, которые не являются махрамами друг другу, кем бы они ни были и каким бы ни было это уединение. Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

لاَ يَخْلُوَنَّ رَجُلٌ بِامْرَأَةٍ إِلاَّ وَمَعَهَا ذُو مَحْرَمٍ مِنْهِا، فَإِنَّ ثَالِثَهُمَا الشَّيْطَانُ

«Пускай не уединяется мужчина с женщиной без её махрама. Поистине, третий из них   — шайтан» , вывел Муслим от Ибн Аббаса. Запретив уединение, шариат установил защиту между мужчиной и женщиной. Реальное положение уединения таково, что оно принуждает мужчину видеть в женщине не иначе, как только женщину и принуждает женщину видеть в мужчине не иначе, как только мужчину. Благодаря запрету на уединение, удаляются причины порочности, т. к. уединение является одним из непосредственных средств, ведущих к порочности.

2. Женщине запрещён табарруж. Всевышний Аллах сказал:

وَ ٱ لۡقَوَٰعِدُ مِنَ ٱ لنِّسَآءِ ٱ لَّٰتِي لَا يَرۡجُونَ نِكَاحٗا فَلَيۡسَ عَلَيۡهِنَّ جُنَاحٌ أَن يَضَعۡنَ ثِيَابَهُنَّ غَيۡرَ مُتَبَرِّجَٰتِۢ بِزِينَةٖۖ

«Что же до женщин, миновавших срок деторождения, которые не надеются выйти замуж, нет греха на них, если снимают они одежды, не выставляя украшений своих» (24:60). Дозволенность того, чтобы женщины преклонного возраста снимали с себя те одежды, которые им дозволено снимать с условием, чтобы при этом не был табарруж, означает запрещённость табарруж. Если табарруж запрещён женщинам преклонного возраста, то остальные женщины тем более попадают под этот запрет. Аллах сказал:

وَلَا يَضۡرِبۡنَ بِأَرۡجُلِهِنَّ لِيُعۡلَمَ مَا يُخۡفِينَ مِن زِينَتِهِنَّۚ

«И пусть не ударяют они ногами так, чтобы явными стали украшения, которые скрывают они» (24:31).

Подобное тому, о чём сказано в аяте является табаррудж. Таббарудж   — это показ женщиной своего украшения и своих прелестей чужим мужчинам. Имеется несколько хадисов о запрете того, что считается табаррудж. От Абу Мусы аль-Ашъарий передано, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

أَيُّمَا امْرَأَة اسْتَعْطَرَتْ فَمَرَّتْ عَلَى قَوْمٍ لِيَجِدُوا مِنْ رِيحِهَا فَهِيَ زَانِيَةٌ

«Любая женщина, которая надушилась и прошла около людей, чтобы они почувствовали её запах, является прелюбодейкой» , вывел Ибн Хиббан и аль-Хаким. Т. е. она подобна прелюбодейке в греховности. Посланник (с.а.с.) сказал:

صِنْفَانِ مِنْ النَّاسِ لَمْ أَرَهُمَا، قَوْمٌ مَعَهُمْ سِيَاطٌ كَأَذْنَابِ الْبَقَرِ يَضْرِبُونَ بِهَا النَّاسَ، وَنِسَاءٌ كَاسِيَاتٌ عَارِيَاتٌ مُمِيلَاتٌ مَائِلَاتٌ، رُءُوسُهُنَّ كَأَسْنِمَةِ الْبُخْتِ الْمَائِلَةِ، لاَ يَدْخُلْنَ الْجَنَّةَ، وَلاَ يَجِدْنَ رِيحَهَا، وَإِنَّ رِيحَهَا لَتُوجَدُ مِنْ مَسِيرَةِ كَذَا وَكَذَا

«Есть две категории людей, которых я не видел: одни из них   — люди, которые имеют при себе кнуты, подобные хвостам коров, которыми они побивают людей, а другие   — женщины, одетые и в то же время нагие, склонные и склоняющие, их головы подобны наклоненным горбам верблюдов. Они не войдут в Рай и не ощутят его запаха. Поистине, его запах ощутим на далёком расстоянии» , вывел Муслим от Абу Хурайры. Эти доказательства ясно указывают на запрещённость табаррудж. Согласно этому, каждое украшение, привлекающее внимание мужчин, и показывающее красоты женщины, будет являться табаррудж, если женщина появится в нём в общественной жизни или в личной жизни перед чужими для неё мужчинами. Душиться благовониями, краситься, надевать парик без платка и надевать штаны без платья (джильбаб) при выходе женщины в общественное место являются примерами такого украшения.

Действительность табаррудж такова, что он побуждает к разжиганию чувств и возбуждению инстинкта рода, как у мужчины, так и у женщины. Табаррудж побуждает к вызывающему поведению мужчин с женщинами, которое образует приближение между ними на основе полового отношения и определяет связь между ними в форме половой связи. Он также портит сотрудничество между ними, делая это сотрудничество разрушающим для людей, а не созидательным для них. Он мешает истинному приближению, в основе которого лежит чистота и набожность. Табаррудж заполняет жизнь разжиганием чувств и возбуждением инстинкта рода, который на самом деле должен заполняться огромной ответственностью, великими делами и большими заботами, а не быть направленным на удовлетворение потребностей организма, возбуждаемые табарруджом, что мешает мусульманину, мужчине и женщине, исполнять его миссию в жизни, которой является распространение исламского призыва и ведение джихада на пути возвышения слова Аллаха. Поэтому необходимо должным образом оценивать степень опасности табаррудж для исламской среды людей и их отношений. Это и есть табаррудж, который запрещён Исламом. Такова его действительность и его опасность для мусульман. Что же касается показа женщиной своего украшения и своих красот в своём доме, в личной жизни, то это не считается табаррудж и это слово здесь не применимо.

3. Ислам запретил мужчине и женщине исполнять какую-либо работу, в которой есть опасность и порочность для среды людей. Женщине запрещается заниматься любой работой, в которой преследуется использование её женственности. Рифаъ ибн Рафиъа сказал:

نَهَانَا، صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، عَنْ كَسْبِ الأَمَةِ إَلاَّ مَا عَمِلَتْ بِيَدِهَا. وَقَالَ: هَكَذَا بِأَصَابِعِهِ نَحْوَ الْخُبْزِ وَالْغَزل وَالنَّفش.

«Пророк (с.а.с.) запретил нам использовать девушек, кроме как в том, что они делают руками и сказал   — вот так, показывая на хлеб, пряжу и резные украшения» , вывел Ахмад. Женщине запрещается работать в местах для торговли с целью привлечения клиентов, работать в посольствах, консульствах и тому подобных местах с целью использования своей женственности для достижения политических целей. Ей также запрещено быть стюардессой в самолете и т. п. То есть там, где в первую очередь используется ее женственность.

4. Ислам запретил поносить целомудренных женщин, т. е. клеветать на них в том, что они совершили прелюбодеяние. Всевышний Аллах сказал:

وَ ٱ لَّذِينَ يَرۡمُونَ ٱ لۡمُحۡصَنَٰتِ ثُمَّ لَمۡ يَأۡتُواْ بِأَرۡبَعَةِ شُهَدَآءَ فَ ٱ جۡلِدُوهُمۡ ثَمَٰنِينَ جَلۡدَةٗ وَلَا تَقۡبَلُواْ لَهُمۡ شَهَٰدَةً أَبَدٗاۚ وَأُوْلَٰٓئِكَ هُمُ ٱ لۡفَٰسِقُونَ ٤

«Те же, кто обвиняют целомудренных женщин, но не представляют четырёх свидетелей, покарайте их восьмьюдесятью ударами и никогда не принимайте свидетельства их, и они грешники» (24:4).

إِنَّ ٱ لَّذِينَ يَرۡمُونَ ٱ لۡمُحۡصَنَٰتِ ٱ لۡغَٰفِلَٰتِ ٱ لۡمُؤۡمِنَٰتِ لُعِنُواْ فِي ٱ لدُّنۡيَا وَ ٱ لۡأٓخِرَةِ وَلَهُمۡ عَذَابٌ عَظِيمٞ ٢٣

«Воистину, те, кто обвиняют целомудренных верующих женщин, не ведающих (зла), прокляты в этом мире и в Жизни Грядущей, и для них   — тяжкая кара» (24:23).

Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

اجْتَنِبُوا السَّبْعَ الْمُوبِقَاتِ، قَالُوا: وَمَا هُنَّ يَا رَسُولَ اللَّهِ؟ قَالَ: الشِّرْكُ بِاللَّهِ، وَالسِّحْرُ، وَقَتْلُ النَّفْسِ الَّتِي حَرَّمَ اللَّهُ، وَأَكْلُ الرِّبَا، وَأَكْلُ مَالِ الْيَتِيمِ، وَالتَّوَلِّي يَوْمَ الزَّحْفِ، وَقَذْفُ الْمُحْصِنَاتِ الْمُؤْمِنَاتِ الْغَافِلاَتِ

«Сторонитесь семи преступлений». Люди спросили его: «О, Посланник Аллаха, что это?». Он сказал: «Придавать Аллаху сотоварища, колдовство, убийство человека, которого Аллах запретил убивать, ростовщичество, посягательство на имущество сироты, убегать с поля боя во время войны и поносить верующих целомудренных женщин» , от Абу Хурайры, муттафакъун алейхи. С этим запретом шариат заставляет замолчать те языки, которые привыкли злословить и посягать на честь людей, и это для того, чтобы среди мусульман не распространялось злословие и лживые обвинения, в чём есть сохранность для исламской среды людей.

Эти шариатские законы, которые заключают в себе уклонение от совершения негативных дел, делают исламскую среду людей   — сколько бы ни было между ними сотрудничества   — движущейся в этом сотрудничестве в пределах чистоты и набожности.

При помощи всего этого, человек может представить себе, что такое исламская среда людей. Это также даёт ему возможность увидеть, что в результате исполнения женщиной тех дел, которые разрешены шариатом в общественной жизни, не исходит никакая порочность, и это не приводит ни к какому вреду, а наоборот является необходимым для общественной жизни и развития людей. Поэтому мусульмане обязаны строго соблюдать законы шариата, без различия в том, живут они на территории, где исполняются законы шариата (дар Ислам) или живут на иной территории (дар куфр), в исламских или неисламских странах, среди мусульман или не мусульман. Они должны принимать те дела, которые шариат разрешил женщине исполнять и не должны опасаться в этом чего-то плохого, ибо в соблюдении законов шариата имеется сохранность для женщины, развитие среды людей, подчинение приказам и запретам Аллаха. В действительности шариат знает лучше то, что исправляет и улучшает человека, как индивида или как группу людей, в личной и общественной жизнях.

Это краткое изложение системы, посредством которой Ислам решил вопросы собрания мужчин с женщинами, из которого исходят различные проблемы. Из этой системы становится ясным, что сообщённые в ней законы шариата, обеспечивают предотвращение порочности, которая иногда исходит из этого собрания и обеспечивают приобретение блага, в котором всецело имеется чистота, набожность, труд и усердие. Эта система гарантирует такую личную жизнь, в которой человек может быть спокоен и отдыхать от напряжения и усталости. Она гарантирует серьёзную и плодотворную общественную жизнь, предоставляющую людям то счастье и процветание, в котором они нуждаются в своей жизни. Эти законы являются частью социальной системы, поскольку регулируют собрание мужчины и женщины. Что касается отношений, исходящих из этого собрания и разветвляющихся от него проблем, то это другая часть социальной системы, к которой относятся законы брака, развода, усыновления, содержания и другие, которые хотя и являются из общественных систем и порядков, т. к. регулируют отношения одного индивида с другим, однако по своему происхождению они исходят из собрания женщины и мужчины. Поэтому с точки зрения своих основ и своего происхождения, эти законы рассматриваются в социальной системе, а с точки зрения своих подробностей и разветвлений они являются частью из систем общества и рассматриваются в разделе взаимоотношений.


[1] Мукъаллид   — человек, следующий за решением, выведенным мужтахидом.

[2] Аммий   — человек, который следует за решением мужтахида и не имеет способности разобраться в том, какое из решений имеет более сильное доказательство.

[3] Муътакиф   — человек, который проводит в мечети последние десять дней месяца Рамадан в поклонении, как совершение намаза, чтение Корана и т.д.