Брак

 

В результате собрания женщин и мужчин возникают отношения, которые связаны с их интересами и интересами людей, среди которых они живут. Эти отношения   — это не те проблемы, которые возникают от собрания в обществе для торговых и тому подобных дел. Вероятно, прежде всего, на ум может прийти, что этими отношениями является только брак (супружество). Но на самом деле брак является лишь одним из этих отношений, которые включают в себе и другие отношения кроме брака. Поэтому половая связь не является единственным проявлением инстинкта рода, т. к. есть ещё и другие проявления этого инстинкта. Материнство, отцовство, братство, усыновление, родство со стороны матери и со стороны отца   — всё это проявления инстинкта рода. Отношения, возникающие из собрания мужчин и женщин, охватывают материнство, отцовство и так далее, как и охватывают брак. Социальная система охватывает эти отношения, равно как и охватывает брак. Шариат установил законы усыновления, отцовства, материнства, равно как и установил законы брака.

Однако брак является основой всех этих отношений, которые разветвляются от него, и если отсутствует брак, то отсутствует отцовство, материнство, усыновление и другие отношения, которые разветвляются от брака с точки зрения порядка, хотя чувство потребности для удовлетворения этой нужды, исходит естественным образом, равно как и исходит чувство потребности полового соединения. Требование инстинктом рода удовлетворения, происходит посредством активности проявления материнства или усыновления, равно как и посредством активности проявления полового соединения, т. к. брак, материнство и так далее, все они являются проявлениями инстинкта рода и все их чувства являются чувствами того же инстинкта. Из этих чувств наряду с понятиями человека формируется склонность в отношении каждого из них, как и формируется в отношении другого.

Брак   — это регулирование половых связей между мужчиной и женщиной посредством специального порядка. Это специальный порядок, который должен определенно регулировать эти связи и только от него должно происходить увеличение человеческого рода. Благодаря этому порядку образуется семья и на основе этого порядка происходит регулирование личной жизни.

Ислам утвердительно побуждает к браку. Ибн Масъу́д сообщил, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

يَا مَعْشَرَ الشَّبَابِ مَنْ اسْتَطَاعَ مِنْكُمْ الْبَاءَةَ فَلْيَتَزَوَّجْ فَإِنَّهُ أَغَضُّ لِلْبَصَرِ وَأَحْصَنُ لِلْفَرْجِ وَمَنْ لَمْ يَسْتَطِعْ فَعَلَيْهِ بِالصَّوْمِ فَإِنَّهُ لَهُ وِجَاءٌ

«О, юноши, те из вас, кто способны жениться, пусть женятся. Поистине, это потупляет взор и сохраняет половой орган. А те, кто не могут жениться, пусть соблюдают пост. Поистине, он является для них лечением» , муттафакъун алейхи. От Къутады, от аль-Хасана, от Самура передано:

أَنَّ النَّبِيَّ، صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، نَهَى عَنْ التَّبَتُّلِ

«Поистине, Пророк (с.а.с.) запретил таба́ттуль» , вывел Ахмад. Затем Къутада прочёл следующий аят:

وَلَقَدۡ أَرۡسَلۡنَا رُسُلٗا مِّن قَبۡلِكَ وَجَعَلۡنَا لَهُمۡ أَزۡوَٰجٗا وَذُرِّيَّةٗۚ

«И, воистину, посылали Мы посланцев прежде тебя и назначали им жён и детей» (13:38). Таба́ттуль означает отрешение от супружества и всех его удовольствий, посвящая себя поклонению. От Абу Хурайры передано, что Пророк (с.а.с.) сказал:

ثَلاثَةٌ حَقٌّ عَلَى اللهِ إِعَانَتُهُمْ، المُجَاهِدُ فِي سَبِيلِ اللهِ، وَالنَّاكِحُ الَّذِي يُرِيدُ أَنْ يستعف، وَالمُكَاتَبُ يُرِيدُ الأَدَاءَ.

«Поистине, трое имеют помощь Аллаха: воин на пути Аллаха, сват, желающий целомудрия и раб, желающий выплатить плату за своё освобождение» , вывел аль-Хаким и Ибн Маджа.

В отношении женитьбы Ислам побуждает жениться на часто рожающей и религиозной девушке. От Анаса сообщается, что Пророк (с.а.с.) приказывал жениться, строго запрещал табаттуль и говорил:

تَزَوَّجُوا الْوَدُودَ الْوَلُودَ، فَإِنِّي مُكَاثِرٌ الأَنْبِيَاء يَوْمَ الْقِيَامَةِ

«Женитесь на любящей и часто рожающей женщине. Поистине, в Судный День я буду превосходить вами остальных пророков» , вывел Ахмад. От Му́ъкъал Ибн Яса́ра сообщается:

جَاءَ رَجُلٌ إِلَى النَّبِيِّ، صَلَى اللّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَقَالَ: إِنِّي أصبْتُ امْرَأَةً ذَاتَ حَسَبٍ وَجَمَالٍ، وَإِنَّهَا لاَ تَلِدُ، أَفَأَتَزَوَّجُهَا؟ قَالَ: لاَ. ثُمَّ أَتَاهُ الثَّانِيَةَ فَنَهَاهُ، ثُمَّ أَتَاهُ الثَّالِثَةَ فَقَالَ: تَزَوَّجُوا الْوَدُودَ الْوَلُودَ فإَِنِّي مُكَاثِرٌ بِكُمْ

«Один человек, придя к Пророку (с.а.с.), спросил его: «Я познакомился с знатной и красивой женщиной. Но она не может иметь детей. Жениться ли мне на ней?». Он ответил: «Нет». Этот человек пришёл повторно и снова получил тот же ответ. Затем, когда он пришёл в третий раз, Пророк (с.а.с.) сказал: «Женитесь на любящей и часто рожающей женщине. Поистине, я буду превосходить вашим числом» , вывел Абу Давуд. От Джабира сообщается, что Пророк (с.а.с.) сказал ему:

يَا جَابِر تَزَوَّجْتَ بِكْرًا أَمْ ثَيِّبًا؟ قَالَ ثَيِّبًا، فَقَالَ : هَلاَ تَزَوَّجْتَ بِكْرًا تُلاَعِبُهَا وَتُلاَعِبُكَ

«О, Джабир, женился ли ты на девушке или женщине?». Он ответил: «На женщине». Тогда Пророк (с.а.с.) сказал ему: «Что же ты не женился на девушке, которую бы ты забавлял, и которая забавляла бы тебя» , муттафакъун алейхи. От Абу Хурайры сообщается, что Пророк (с.а.с.) сказал:

تُنْكَحُ الْمَرْأَةُ لِأَرْبَعٍ: لِمَالِهَا، وَلِحَسَبِهَا، وَلِجَمَالِهَا، وَلِدِينِهَا، فَاظْفَرْ بِذَاتِ الدِّينِ تَرِبَتْ يَدَاكَ

«Женщина берётся замуж по четырём качествам: богатству, знатному происхождению, красоте и религиозности. Женись на религиозной и процветай» . муттафакъун алейхи. Таким образом, мужчине рекомендуется жениться на девушке, часто рожающей, что можно узнать по её матери и её тётям, религиозной, красивой, чтобы приобрести целомудрие, девушке знатного происхождения, т. е. род которой издавна известен в набожности, достоинстве и благородстве. Однако всё это не является условием, а является предпочтительными рекомендациями. В ином случае мужчина может взять в жёны ту женщину, которую он хочет и также женщина может выбирать себе в мужья того мужчину, которого она хочет.

Что касается равенства между супругами, то этого абсолютно нет в шариате, и оно сообщается лишь в ложных хадисах. Эти ложные хадисы находятся в противоречии со Священным Кораном и достоверными хадисами. Любая мусульманка является ровней любому мусульманину и наоборот. Никакого значения не имеют различия между женщиной и мужчиной в отношении материального достатка, профессии, знатности и т. д. Например, сын дворника ровня дочери амира мусульман, а дочь парикмахера   — сыну амира и таким образом мусульмане ровня друг другу. Аллах сказал:

إِنَّ أَكۡرَمَكُمۡ عِندَ ٱ للَّهِ أَتۡقَىٰكُمۡۚ

«Воистину, благороднейший из вас у Аллаха   — тот, кто более богобоязненный» (49:13).

Пророк (с.а.с.) выдал замуж дочь своей тёти, Зайнаб дочь Джахша, считавшейся из элиты Къурайша, за Зайда Ибн Хариса, который будучи свободным, ранее был рабом. От Абдуллах Ибн Бурайды и далее от его отца сообщается, что он сказал:

جَاءَتْ فَتَاةُ إِلَى النَِّبيِّ، صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، فَقَالَتْ: إِنَّ أَبِي زَوَّجَنِي ابْنَ أَخِيهِ لِيَرْفَعَ بِي خَسِيسَتَهُ. قَالَ فَجَعَلَ الأَمْرَ إِلَيْهَا فَقَالَتْ: قَدْ أَجَزْتُ مَا صَنَعَ أَبِي، وَلَكِنَّ أَرَدْتُ أَنْ أُعَلِّمَ النِّسَاءَ أَنَّ لَيْسَ إِلَى الآباَءِ مِنَ الأَمْرِ شَيْءٌ

«Одна девушка пришла к Посланнику Аллаха (с.а.с.) и сказала: «Мой отец выдал меня замуж за сына своего брата, чтобы благодаря мне поднять его важность». Абдуллах сказал, что Пророк (с.а.с.) предоставил ей право самой распоряжаться в этом деле. Она сказала: «Я позволила тому, что сделал мой отец. Однако я желала осведомить женщин о том, что отцы не имеют право распоряжаться в этом деле»» , вывел Ибн Маджа. Это означает, что сын брата её отца женился на ней без её согласия, т. к. она не считала его подходящим для себя, не из-за того, что он не был ей ровня, являясь сыном её дяди, а из-за того, что она не была согласна. От Абу Ха́там аль-Му́зуний сообщается что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

إِذَا أَتَاكُمْ مَنْ تَرْضَوْنَ دِينَهُ وَخُلُقَهُ فَأَنْكِحُوهُ، إِلاَّ تَفْعَلُوا تَكُنْ فِتْنَةٌ فِي الأَرْضِ وَفَسَادٌ كَبِيرٌ. قَالُوا: يَا رَسُولَ اللهِ، وَإِنْ كَانَ فِيهِ؟ قَالَ: إِذَا جَاءَكُمْ مَنْ تَرْضَوْنَ دِينَهُ وَخُلُقَهُ فَأَنْكِحُوهُ. ثَلاَثَ مَرَّاتٍ

«Если к вам придёт тот, религией и нравственностью которого вы довольны, то жените его. В ином случае на земле будет смута и много испорченности. Люди спросили Посланника Аллаха: а если это будет в нем? И он повторил трижды: «Если к вам придёт тот, религией и нравственностью которого вы довольны, то жените его» , вывел ат-Тирмизи. Этот хадис передан также и по другим цепочкам передачи хадисов. Ат-Тирмизи вывел этот же хадис и другим путем от Абу Хурайры, Пророк Аллаха (с.а.с.) сказал:

إِذَا خُطِبَ إِلَيْكُمْ مَنْ تَرْضَوْنَ دِينَهُ وَخُلُقَهُ فَزَوِّجُوهُ. إِلاَّ تَفْعَلُوا تَكُنْ فِتْنَةٌ فِي الأَرْضِ وَفَسَادٌ عَرِيضٌ

«Если будет свататься к вам тот, религией и нравственностью которого вы довольны, то жените его. В ином случае на земле будет смута и много испорченности» , этот хадис так же передается по многочисленным цепочкам. От Абу Хурайры сообщается, что Абу Хинд пустил кровь у Пророка (с.а.с.) в области темя и Пророк (с.а.с.) сказал:

يَا بَنِي بَيَاضَة أَنْكِحُوا أَبَا هِنْد وَانْكِحُوا إِلَيْهِ

«О, Бану Баяда, жените Абу Хинда, выдайте за него замуж» , вывел аль-Хаким. От Ханзалы Ибн Абу Суфьяна Джа́мхи и далее от его матери сообщается, что она сказала:

رَأَيْتُ أُخْتَ عَبْد الرَّحْمَن بْنِ عَوْف تَحْتَ بِلاَلٍ

«Я видела сестру Абдуррахмана Ибн Авфа замужем за Билялом» , вывел ад-Даракъутний. Все эти доказательства ясно указывают на то, что равенство между супругами не признаётся и не имеет никакого значения. Любая женщина, которая согласна видеть какого-то мужчину своим мужем, выходит за него замуж по своему согласию и так же мужчина, не принимая при этом в расчёт равенство. Что касается переданного от Ибн Умара следующего сообщения о том, что Пророк (с.а.с.) сказал:

العَرَبُ أَكْفَاء بَعْضُهُمْ لِبَعْضٍ قَبِيلَةٌ لِقَبِيلَةٍ، حَيٌّ لِحَيٍّ، وَرَجُلٌ لِرَجُلٍ، إِلاَّ حَائِكٌ وَحَجَّامٌ

«Арабы ровня друг другу, племя племени, улица улице, мужчина женщине, кроме ткача и хаджама (человек пускающий кровь посредством пиявок или банок)» , то этот хадис является ложным, не имеющим никакой основы. Ибн Абу Хатам сказал, что спросил об этом хадисе у своего отца и тот сказал: «Неизвестен». Ибн Абд аль-Барр сказал, что этот хадис неизвестен и является ложным. Хадис Муа́за, выведенный аль-Базза́ром:

العَرَبُ بَعْضُهُمْ أَكْفَاء بَعْضٍ، وَالْمَوَالِي بَعْضُهُمْ أَكْفَاء بَعْضٍ

«Арабы ровня друг другу и рабы ровня друг другу» , имеет слабую цепь передачи. Что касается хадиса Бурайры, в котором Пророк (с.а.с.) сказал ей, когда она стала свободной от рабства:

أَنَّ النَّبِيَّ، صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، قَالَ لِبريدة لمَاَّ عُتِقَتْ: قَدْ عتق بَعْضك معك فَاخْتَارِي

«Вместе с тобой освободился твой брак, и теперь можешь выбрать» , вывел ад-Даракъутний от Аиши (р.а.), то он не указывает на равенство. Поскольку её муж был рабом, а рабыня, будучи замужем за рабом, если становится свободной, то имеет право выбирать: либо остается замужем за рабом, либо расторгает свой брак с ним. Доказательством тому, что муж Бурайры был рабом, служит сообщение от Къасима и далее от Аиши, что Бурайра была замужем за рабом, и когда Аиша освободила её, Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал ей:

اِخْتَارِي فَإِنْ شِئْتِ أَنْ تَمْكُثِي تَحْتَ هَذَا العَبْدِ، وَإِنْ شِئْتِ أَنْ تُفَارِقِيهِ

«Выбирай, если хочешь, оставайся замужем за этим рабом, а если хочешь, разлучись с ним» , вывел Ахмад. Также доказательством этому является сообщение в Мусли́ме от У́рва и далее от Аиши:

أَنْ بريدة أُعْتِقَتْ وَكَانَ زَوْجُهَا عَبْدًا فَخَيَّرَهَا رَسُولُ اللهِ، صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، وَلَوْ كَانَ حُرًّا لَمْ يُخَيِّرْهَا

«Бура́йра освободилась, а её муж был рабом», и Посланник Аллаха (с.а.с.) предоставил ей право выбора. Если бы её муж был свободным, то он не дал бы ей такого права» . Относительно сообщения о том, что Пророк (с.а.с.) сказал:

لاَ تَنْكِحُوا النِّسَاءَ إِلاَّ مِنَ الْأَكْفَاء، وَلاَ تُزَوِّجُوهُنَّ إِلاَّ مِنَ الْأَوْلِيَاء

«Выдавайте женщин замуж лишь за их ровни, и выдавайте их замуж лишь за их близких» , то этот хадис является слабым и не имеет основы.

Таким образом, становится ясным, что нет текста, указывающего на равенство, а тексты, которые были приведены в качестве доказательств теми, кто сказал о равенстве, являются ложными, либо там нет основания для того, чтобы использовать их как доказательство. Провозглашение равенства, противоречит словам Посланника (с.а.с.):

لاَ فَضْلَ لِعَرَبِيٍّ عَلَى عَجَمِيٍّ إِلاَّ بِالتَّقْوَى

«Нет превосходства у араба над неарабом. Превосходство у того, кто обладает большей богобоязненностью» , вывел Ахмад, и противоречит категорическому тексту Корана:

إِنَّ أَكۡرَمَكُمۡ عِندَ ٱ للَّهِ أَتۡقَىٰكُمۡۚ

«Воистину, благороднейший из вас у Аллаха, тот, кто более богобоязненный» (49:13).

Что же касается различия религии, то это не тема «Равенства» , а тема «Вступление мусульманами в брак с немусульманами» . Всевышний Аллах разрешил мусульманину жениться на китабийя (еврейке и христианке). Поскольку Аллах сказал:

ٱ لۡيَوۡمَ أُحِلَّ لَكُمُ ٱ لطَّيِّبَٰتُۖ وَطَعَامُ ٱ لَّذِينَ أُوتُواْ ٱ لۡكِتَٰبَ حِلّٞ لَّكُمۡ وَطَعَامُكُمۡ حِلّٞ لَّهُمۡۖ وَ ٱ لۡمُحۡصَنَٰتُ مِنَ ٱ لۡمُؤۡمِنَٰتِ وَ ٱ لۡمُحۡصَنَٰتُ مِنَ ٱ لَّذِينَ أُوتُواْ ٱ لۡكِتَٰبَ مِن قَبۡلِكُمۡ إِذَآ ءَاتَيۡتُمُوهُنَّ أُج ُورَهُنَّ مُحۡصِنِينَ غَيۡرَ مُسَٰفِحِينَ وَلَا مُتَّخِذِيٓ أَخۡدَانٖۗ

«Сегодня (все) благие вещи делаются законными для вас. И законна для вас пища тех, кому была дана Книга, а ваша пища законна для них. Таковы же и целомудренные из верующих женщин, равно как и целомудренные из тех, кому Книга была дана прежде вас, когда даёте вы им их приданое, берёте (их) в жёны, а не прелюбодействуете с ними, не берёте их в тайные любовницы» (5:5). Данный аят ясно говорит о том, что целомудренные женщины из числа тех, кому было даровано Писание раньше, разрешены для мусульман и им также, как и мусульманкам даются махры. Но что касается вступления в брак мусульманки с мужчиной китабий (еврей или христианин), то это запрещено шариатом и абсолютно недопустимо. Если такой брак случается, то он недействителен и не может считаться заключённым. Об этом запрете ясно говорится в Коране. Аллах сказал:

يَٰٓأَيُّهَا ٱ لَّذِينَ ءَامَنُوٓاْ إِذَا جَآءَكُمُ ٱ لۡمُؤۡمِنَٰتُ مُهَٰجِرَٰتٖ فَ ٱ مۡتَحِنُوهُنَّۖ ٱ للَّهُ أَعۡلَمُ بِإِيمَٰنِهِنَّۖ فَإِنۡ عَلِمۡتُمُوهُنَّ مُؤۡمِنَٰتٖ فَلَا تَرۡجِعُوهُنَّ إِلَى ٱ لۡكُفَّارِۖ لَا هُنَّ حِلّٞ لَّهُمۡ وَلَا هُمۡ يَحِلُّونَ لَهُنَّۖ

«О, те, которые уверовали! Когда к вам прибывают переселившиеся верующие женщины, то подвергайте их испытанию. Аллаху лучше знать об их вере. Если вы узнаете, что они являются верующими, то не возвращайте их неверующим, ибо им не дозволено жениться на них, а им не дозволено выходить замуж за них» (60:10). Текст данного аята имеет лишь один смысл и ни больше, т. е. мусульманка не разрешена кафирам (неверным) и, что они не разрешены для мусульманок. Неверие мужа не делает брак между ним и мусульманкой действительным. Всевышний Аллах говорит:

فَإِنۡ عَلِمۡتُمُوهُنَّ مُؤۡمِنَٰتٖ فَلَا تَرۡجِعُوهُنَّ إِلَى ٱ لۡكُفَّارِۖ

«Если вы узнаете, что они являются верующими, то не возвращайте их неверующим» . В аяте использовано слово «неверующим» (аль-Куффар) и не сказано «многобожникам» (аль-мушрикин) для того, чтобы обобщить всех неверующих, без разницы являются ли они многобожниками или людьми Писания (ахль аль-китаб). Говоря о том, что люди Писания, христиане и евреи, являются неверными, то это бесспорно, согласно Корану. Аллах сказал:

مَّا يَوَدُّ ٱ لَّذِينَ كَفَرُواْ مِنۡ أَهۡلِ ٱ لۡكِتَٰبِ وَلَا ٱ لۡمُشۡرِكِينَ أَن يُنَزَّلَ عَلَيۡكُم مِّنۡ خَيۡرٖ

«Люди Книги, являющиеся неверными, равно как и многобожники, не хотят, чтобы было ниспослано вам добро от вашего Господа» (2:105). В этом аяте частица «мин» служит для пояснения, а не для выделения какой-то части. Всевышний Аллах сказал:

إِنَّ ٱ لَّذِينَ يَكۡفُرُونَ بِ ٱ للَّهِ وَرُسُلِهِ ۦ وَيُرِيدُونَ أَن يُفَرِّقُواْ بَيۡنَ ٱ للَّهِ وَرُسُلِهِ ۦ وَيَقُولُونَ نُؤۡمِنُ بِبَعۡضٖ وَنَكۡفُرُ بِبَعۡضٖ وَيُرِيدُونَ أَن يَتَّخِذُواْ بَيۡنَ ذَٰلِكَ سَبِيلًا ١٥٠ أُوْلَٰٓئِكَ هُمُ ٱ لۡكَٰفِرُونَ حَقّٗاۚ وَأَعۡتَدۡنَا لِلۡكَٰفِرِينَ عَذَابٗا مُّهِينٗا ١٥١

«Воистину, те, которые не веруют в Аллаха и Его посланников, хотят различать между Аллахом и Его посланниками и говорят: «Мы веруем в одних и не веруем в других», и хотят найти путь между этим, являются подлинными неверующими. Мы приготовили для неверующих унизительные мучения» (4:150–151). Обладатели Писания не веруют в послание Мухаммада (с.а.с.) и являются неверными. Аллах сказал:

لَّقَدۡ كَفَرَ ٱ لَّذِينَ قَالُوٓاْ إِنَّ ٱ للَّهَ هُوَ ٱ لۡمَسِيحُ ٱ بۡنُ مَرۡيَمَۚ

«Не уверовали те, которые сказали: «Воистину, Аллах   — это Мессия, сын Марьям»» (5:17).

لَّقَدۡ كَفَرَ ٱ لَّذِينَ قَالُوٓاْ إِنَّ ٱ للَّهَ ثَالِثُ ثَلَٰثَةٖۘ

«Не уверовали те, которые говорят: «Аллах является третьим в троице»» (5:73).

لَمۡ يَكُنِ ٱ لَّذِينَ كَفَرُواْ مِنۡ أَهۡلِ ٱ لۡكِتَٰبِ وَ ٱ لۡمُشۡرِكِينَ

«Неуверовавшие люди Писания и многобожники не расстались с неверием» (98:1).

В этих аятах частица «мин» также служит для пояснения, а не для выделения части. Аллах сказал:

إِنَّ ٱ لَّذِينَ كَفَرُواْ مِنۡ أَهۡلِ ٱ لۡكِتَٰبِ وَ ٱ لۡمُشۡرِكِينَ

«Воистину, неуверовавшие люди Писания и многобожники» (98:6). В этом аяте частица «мин» тоже служит для пояснения, а не для выделения. Аллах сказал:

هُوَ ٱ لَّذِيٓ أَخۡرَجَ ٱ لَّذِينَ كَفَرُواْ مِنۡ أَهۡلِ ٱ لۡكِتَٰبِ مِن دِيَٰرِهِمۡ لِأَوَّلِ ٱ لۡحَشۡرِۚ

«Он   — Тот, Кто изгнал неверующих людей Писания из их жилищ при первом сборе» (59:2).

أَلَمۡ تَرَ إِلَى ٱ لَّذِينَ نَافَقُواْ يَقُولُونَ لِإِخۡوَٰنِهِمُ ٱ لَّذِينَ كَفَرُواْ مِنۡ أَهۡلِ ٱ لۡكِتَٰبِ

«Разве ты не видишь, что лицемеры говорят своим неверующим братьям из числа людей Писания» (59:11). Посредством этих аятов становится очевидным, что люди Писания являются неверными согласно ясному указанию Корана и, что слово «неверные» включает их в себя. В соответствии с этим, слова Аллаха:

فَإِنۡ عَلِمۡتُمُوهُنَّ مُؤۡمِنَٰتٖ فَلَا تَرۡجِعُوهُنَّ إِلَى ٱ لۡكُفَّارِۖ لَا هُنَّ حِلّٞ لَّهُمۡ وَلَا هُمۡ يَحِلُّونَ لَهُنَّۖ

«Если вы узнаете, что они являются верующими, то не возвращайте их неверующим, ибо им недозволено жениться на них, а им недозволено выходить замуж за них» (60:10), ясно говорят о том, что мусульманке нельзя выходить замуж за мужчину из людей Писания, т. к. они, безусловно, являются из числа неверных.

Что касается язычников, которые не являются обладателями Писания, как огнепоклонники, сабеи (люди, поклоняющиеся звёздам), буддисты, идолопоклонники и им подобные, то вступать с ними в брак вообще недопустимо, т. е. мусульманин и мусульманка абсолютно не могут вступать в брак с язычниками. Запретное сообщение по этому поводу имеется в Коране. Аллах сказал:

وَلَا تَنكِحُواْ ٱ لۡمُشۡرِكَٰتِ حَتَّىٰ يُؤۡمِنَّۚ وَلَأَمَةٞ مُّؤۡمِنَةٌ خَيۡرٞ مِّن مُّشۡرِكَةٖ وَلَوۡ أَعۡجَبَتۡكُمۡۗ

«Не женитесь на язычницах, пока они не уверуют. Безусловно, верующая невольница лучше язычницы, даже если она понравилась вам. Не выдавайте мусульманок замуж за язычников, пока они не уверуют. Безусловно, верующий невольник лучше язычника, даже если он понравился вам» (2:221). Этот аят имеет лишь одно значение, т. е. это категоричный запрет на брак с язычниками. Если такой брак случается, то он является недействительным. От Хасан Ибн Мухаммада сообщается:

كَتَبَ رَسُولُ اللهِ، صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، إِلَى مَجُوسِ هَجَر يَدْعُوهُمْ إِلَى الإِسْلاَمِ فَمَنْ أَسْلَمَ قُبِلَ مِنْهُ، وَمَنْ لاَ ضُرِبَتْ عَلَيْهِ الجِزْيَةُ فِي أَنْ لاَ تُؤْكَلُ لَهُ ذَبِيحَةٌ وَلاَ تُنْكَحُ لَهُ امْرَأَةٌ

«Посланник Аллаха (с.а.с.) написал послание огнепоклонникам Хаджар, в котором он призывал их к Исламу и в нём было сказано, что тот из них, кто примет Ислам, будет принято от него, а тот, кто не примет Ислам, на того будет возложена джизъя, никто не будет есть зарезанное им животное, и за него не будут выдавать замуж женщину» , вывел аль-Байхакъий.

Таким образом, шариат не ограничился только тем, что побудил к браку, но ещё и пояснил то, на ком может жениться мусульманин и за кого может выходить замуж мусульманка, и с кем они не могут вступать в брак. Также для того, кто желает вступить в брак, шариатом разъяснены те качества, которые ему желательно искать в своей паре. Однако обуславливается, чтобы женщина не была замужней или не находилась в идде, т. к. это является правильностью брака.

Что касается помолвленной, у которой ещё не состоялся брак, то если она ответила свату согласием на его сватовство или это сделал её попечитель, или она дала разрешение своему попечителю дать согласие свату либо женить его на ней,   — не имеет разницы то, произошло ли это явно или намёком от неё   — то в таком случае другому человеку запрещается сватать её, согласно сообщению от У́къба Ибн А́мира о том, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

الْمُؤْمِنُ أَخُو الْمُؤْمِنِ فَلاَ يَحِلُّ لِلْمُؤْمِنِ أَنْ يَبْتَاعَ عَلَى بَيْعِ أَخِيهِ، وَلاَ يَخْطُبَ عَلَى خِطْبَةِ أَخِيهِ حَتَّى يَذَرَ

«Верующий брат верующего. Не дозволено вести торговлю над торговлей своего брата и ему нельзя сватать женщину сверх сватовства своего брата, пока тот не оставит её» , вывел Муслим. От Абу Хурайры сообщается, что Пророк (с.а.с.) сказал:

لاَ يَخْطُبُ الرَّجُلُ عَلَى خِطْبَةِ أَخِيهِ، حَتىَّ يَنْكِحَ أَوْ يَتْرُكَ

«Пусть мужчина не сватается сверх сватовства своего брата, пока тот не женится или пока не оставит» , вывел аль-Бухари. Если же помолвленная отклонила свата или ещё не ответила ему, или начала узнавать о нём, то в таком случае другому мужчине разрешается свататься к ней, и она ещё не считается с кем-либо помолвленной. Фа́тима, дочь Къа́йса, сообщила, что пришла к Пророку (с.а.с.) и сказала ему о том, что Муа́вия и Абу́ Джахм сватались к ней. Посланник (с.а.с.) сказал ей:

أَمَّا مُعَاوِيَةُ فَصَعلوك لاَ مَالَ لَهُ، وَأَمَّا أَبُو جَهْمٍ فَلاَ يَضَعُ عَصَاهُ عَنْ عَاتِقِهِ، اِنْكِحِى أُسَامَةَ بْن زَيْدٍ

«Муавия нищий, у него нет имущества, а Абу Джахм не выпускает посох из своей руки. Выходи замуж за Уса́му Ибн За́йда» , вывел Муслим. Затем Пророк (с.а.с.) засватал её за Усаму после того, как она осведомила Пророка (с.а.с.) о том, что Муавия и Абу Джахм сватались к ней.

После того, как женщина уже засватана, она лишь одна имеет право принять или отклонить замужество. Никто из её попечителей или кто-либо другой не имеет право выдать её замуж без её согласия или запретить ей выходить замуж. От Ибн Аббаса сообщается, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

الثَّيِّبُ أَحَقُّ بِنَفْسِهَا مِنْ وَلِيِّهَا، وَالْبِكْرُ تُسْتَأْذَنُ فِي نَفْسِهَا وَإِذْنُهَا صُمَاتُهَا

«Женщина обладает относительно себя большим правом чем её попечитель, а у девушки спрашивают разрешения, и её молчание является достаточным» , вывел Муслим. От Абу Хура́йры сообщается: «Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

لاَ تُنْكَحُ الْأَيِّمُ حَتَّى تُسْتَأْمَرَ، وَلاَ الْبِكْرُ حَتَّى تُسْتَأْذَنَ. قَالُوا: يَا رَسُولَ اللَّهِ، وَكَيْفَ إِذْنُهَا؟ قَالَ أَنْ تَسْكُتَ

«Не женятся на женщине без её веления, и не женятся на девушке, не спросив её разрешения». Его спросили о том, каким образом она даёт разрешение, и он ответил: «Молчанием»» , муттафакъун алейхи. От Ибн Абба́са сообщается:

أَنَّ جَارِيَةَ بِكْراً أَتَتْ رَسُولَ اللهِ، صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، فَذَكَرَتْ أَنَّ أَبَاهَا زَوَّجَهَا وَهِيَ كَارِهَةٌ، فَخَيَّرَهَا النبيُّ، صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ

«Одна девушка пришла к Посланнику Аллаха (с.а.с.) и сказала, что её отец выдал её замуж против её воли и Посланник Аллаха (с.а.с.) предоставил ей выбор» , вывел Абу Давуд. Сообщается от Ха́нсы Бинт Хаза́ми аль-Анса́рийя:

أَنَّ أَبَاهَا زَوَّجَهَا وَهِيَ ثَيِّبٌ فَكَرِهَتْ ذَلِكَ فَأَتَتْ رَسُولَ اللهِ، صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، فَرَدَّ نِكَاحِهَا

«Ее отец выдал её замуж, будучи женщиной, против её воли. Она сказала об этом Посланнику Аллаха (с.а.с.), который расторг её брак» , вывел аль-Бухари. Эти хадисы ясно говорят о том, что если женщина не даёт согласие на брак, то он не может быть заключён, а если она отклоняет его или выдаётся замуж против своей воли, то такой брачный договор расторгается за исключением, если она сама возвращается с согласием.

Запрет на препятствование и удерживание женщины от замужества, если к ней приходит сват, подтверждается Кораном, в котором Аллах сказал:

فَلَا تَعۡضُلُوهُنَّ أَن يَنكِحۡنَ أَزۡوَٰجَهُنَّ إِذَا تَرَٰضَوۡاْ بَيۡنَهُم بِ ٱ لۡمَعۡرُوفِۗ

«И не препятствуйте им вступать в брак с мужьями их, если договорились они между собой путём законным» (2:232). Это подтверждается и достоверным хадисом от Му́ъкъал Ибн Яса́ра, который сказал:

زَوَّجْتُ أُخْتًا لِي مِنْ رَجُلٍ فَطَلَّقَهَا، حَتىَّ إِذَا انْقَضَّتْ عِدَّتُهَا جَاءَ يَخْطُبُهَا، فَقُلْتُ لَهُ: زَوَّجْتُكَ وَأَفْرَشْتُكَ وَأَكْرَمْتُكَ، فَطَلَّقْتَهَا، ثُمَّ جِئْتَ تَخْطُبُهَا، لاَ وَاللهِ لاَ تَعُودَ إِلَيْكَ أَبَدًا، وَكَانَ رَجُلاً لاَ بَأْسَ بِهِ، وَكَانَتِ الْمَرْأَةُ تُرِيدُ أَنْ تَرْجِعَ إِلَيْهِ. فَأَنْزَلَ اللهُ هَذِهِ الآيَةَ: ﴿ فَلاَ تَعْضُلُوهُنَّ ﴾ فَقُلْتُ: الآنَ أَفْعَلُ يَا رَسُولَ اللهِ، قاَلَ فَزَوَّجَهَا إِيَّاهُ

«Я выдал свою сестру замуж за одного человека, и он развёлся с ней. Когда её идда завершилась, он пришёл снова сватать её, и я сказал ему: «Я отдал её тебе, оказав тебе уважение, а ты развёлся с ней, и после этого снова пришёл сватать её. Нет, клянусь Аллахом, она к тебе больше никогда не вернётся». Далее он сказал: «Но он был неплохим человеком, и она хотела вернуться к нему. И вследствие этого Аллах ниспослал этот аят: «И не препятствуйте» . Я сказал: «О, Посланник Аллаха, теперь я сделаю это». Я сказал это и выдал её замуж за того человека» . В другой передаче этого хадиса сообщается:

فَكَفَّرْتُ عَنْ يَمِينِي وَأَنْكَحْتُهَا إِيَّاهُ

«Я искупил свою клятву и выдал её замуж за него» , вывел аль-Бухари. Таким образом, запрещать женщине выходить замуж, если она требует этого, является запретным действием. Тот, кто делает это, становится грешником. Каждый, кто запрещает женщине выходить замуж, поступает греховно благодаря такому своему поступку. Учёные фикъха сказали, что человек становится грешником (фасикъом), совершая удерживание. Когда женщина засватана или требует замужества, то она одна имеет право распоряжаться в том, соглашаться ей или отказываться.

Когда между мужчиной и женщиной уже завершилось соглашение о том, чтобы пожениться, то им следует провести брачный договор, который может быть проведён только шариатским договором. Супружество между ними может иметь место лишь путём шариатского договора согласно шариатским законам, чтобы они могли дозволенно наслаждаться друг другом, и чтобы в соответствии этому браку могли исходить законы, которые являются следствием супружества. До тех пор, пока нет этого договора, не может быть никакого супружества, даже если мужчина и женщина прожили уже долгую совместную жизнь. Отсюда следует, что совместная жизнь двух любовников, подобно супругам, не считается супружеством, а считается прелюбодеянием. Так же отсюда следует, что совместная жизнь двух мужчин не будет считаться супружеством, а считается мужеловством.

Что касается брака по контракту, то это соглашение, которое заключается между мужчиной и женщиной на совместную жизнь, развод и на вытекающие из этого такие положения, как распоряжение, содержание, выход из дома, послушание жены мужа и мужа жены, сыновство, кому будет принадлежать сын и кому будет принадлежать дочь, наследство, родство и тому подобное, что является следствием совместной жизни или отказа от неё. Согласно условиям, на которые соглашаются мужчина и женщина и обязываются соблюдать их. Гражданский брак   — это не просто брачное соглашение, а это соглашение, которое включает в себя брак и то, что исходит из него, как родство, содержание, наследство и т. д. Это соглашение, которое включает в себя положения, при которых им обоим или кому-либо из них можно оставить другого, т. е. включает в себя брак. Более того этот брак предоставляет право любому мужчине жениться на любой женщине и любой женщине выходить замуж за любого мужчину, согласно договору, относительно которого они оба согласны во всём, что они желают соответственно их договору. Отсюда следует, что гражданский брак не допустим по шариату и на него абсолютно нельзя смотреть, как на брачное соглашение. Он не считается законным брачным договором, т. к. не имеет законной силы по шариату.

Брак заключается путём шариатского предложения и принятия (согласия). Предложение   — это первая речь, которая исходит со стороны одной из двух договаривающихся сторон. Принятие   — это вторая речь второй договаривающейся стороны. Например, невеста говорит жениху: «Я вышла за тебя замуж», а он ей отвечает: «Я принял» . Либо это происходит наоборот. Равно как предложение и принятие происходит непосредственно между женихом и невестой, это может происходить и между их доверенными или между одним из них (невестой или женихом) и доверенным другого. Имеется условие, чтобы предложение проходило словами со значением «выдавать замуж» и «женить» , а в принятие это не ставится условием, т. к. здесь условием является согласие с этим предложением любым выражением, которое указывает на согласие и принятие брака. Кроме этого слова, предложения и принятия должны звучать в форме прошедшего времени, как, например, «Я женился» , «Я вышла замуж» , «Я согласна (согласен)» , либо предложение или принятие должно звучать в форме прошедшего времени, а второе быть в форме настоящего или будущего времени. Поскольку брак   — это договор и в нём должно быть использовано выражение, которое указывает на достоверность, коим является форма прошедшего времени. Для заключения брака имеется четыре условия:

1. Единство места предложения и принятия таким образом, чтобы место, в котором исходило предложение, было тем же местом, где исходило принятие. Это в том случае, когда обе договаривающиеся стороны присутствуют в одном месте. Если же одна из сторон находится в одном городе, а другая в другом и одна из них написала письмо другой, предлагая супружество и та сторона, которой написано это предложение, приняла его, то брак считается заключённым. Однако в этом положении ставится условие, чтобы женщина прочитала письмо двум свидетелям или дала прочесть его им, либо она должна сказать им, что такой-то мужчина послал мне послание, в котором он сватает меня и в том же месте она берёт их в свидетели в том, что она выдала себя за него замуж.

2. Вторым условием заключения брака является то, чтобы каждый из двух договаривающихся сторон слышал и понимал речь другого, зная при этом, что этим выражением он желает заключение брака. Если он не узнал это, т. е. не услышал или не понял, как, например, если мужчина научил женщину произнести значение «я вышла за тебя замуж» на не понятном для неё языке, а она, не зная этого языка, сказала эти слова, которым он научил её, не понимая их и не зная, что целью сказанного ею является заключение брака и он принял это, то брак не может быть заключённым. Но если она знает, что целью того, что она говорит, является заключение брака, то брак будет правильным.

3. Не противоречие принятия предложения, без различия в том, противоречит ли оно всему предложению или его части.

4. Четвёртым условием является допустимость по шариату вступления в брак одной договаривающейся стороны с другой. Это означает, что женщина должна быть мусульманкой или китабийя, а мужчина должен быть мусульманином и только.

Если договор соответствует этим четырём условиям, то заключение брака будет считаться правильным. Но если договор не соответствует хотя бы одному из этих условий, то брак не может быть заключён и считается недействительным в своей основе. Для правильности брака необходимо также полное наличие условий правильности брака. Это три условия:

1. Женщина должна быть уместной для заключения с ней брака.

2. Брак может быть правильным лишь с опекуном. Женщина не может сама выдать себя замуж или выдать замуж другую женщину, как и не может поручить не своему опекуну, выдать её замуж. Если она так поступает, то её брак будет неправильным.

3. Присутствие двух свидетелей мусульман, которые должны быть совершеннолетними и находящимися в здравом уме. Они должны слышать речь двух договаривающихся сторон и понимать, что целью речи, с которой произошло предложение и принятие является заключение брака. Если договор соответствует этим условиям, то считается правильным, а если теряет хотя бы одно из этих условий, то считается порочным. В брачном договоре нет условия, чтобы он был написанным или зафиксированным на документе. Само лишь происхождение предложения и принятия со стороны мужчины и женщины в устной или письменной форме наряду с полным наличием всех условий, делает брачный договор правильным и действительным, несмотря на то, записан он или нет.

Что касается невозможности того, чтобы брак был состоявшимся без предложения и принятия, то это из-за того, что он является договором между двумя лицами. Действительность договора такова, что он не может быть состоявшимся без предложения и принятия. Что касается слов замужества и женитьбы, которые обуславливаются в предложении, то это по причине шариатского текста, имеющегося относительно этого. Всевышний Аллах сказал:

زَوَّجۡنَٰكَهَا

«Дали Мы её в жёны тебе» (33:37).

وَلَا تَنكِحُواْ مَا نَكَحَ ءَابَآؤُكُم مِّنَ ٱ لنِّسَآءِ

«И не женитесь на женщинах, на которых были женаты отцы ваши» (4:22). Также относительно этого имеется единогласное признание сподвижников Пророка (с.а.с.). Наличие условия относительно единства места для предложения и принятия, имеется из-за того, что это место является положением договора. Если они расходятся до принятия, то предложение становится недействительным, т. к. нет смысла для принятия, а наоборот этим самым имеется отклонение. Таким же образом, если они отвлеклись от принятия тем, что прерывает его, то это тоже уклонение от договора. Говоря о том условии, что обе договаривающиеся стороны должны слышать речь друг друга, а также понимать эту речь, т. е. знать, что договаривающаяся сторона посредством этих слов желает заключение брака, то это из-за того, что именно это и делает принятие ответом на предложение и, потому что предложение является обращением одной из договаривающихся сторон для принятия его другой стороной. Если вторая сторона не поняла это предложение, то обращение не произошло и не произошло принятие этого обращения и, следовательно, реальное положение этого таково, что это не является предложением и не является принятием. Обязательность не противоречия принятия предложению объясняется тем, что принятие не может быть принятием, если не будет указывать на согласие со всем предложением. Что касается того положения, что со стороны шариата должно быть разрешение вступления в брак одной из договаривающихся сторон с другой, то это из-за того, что если шариат запрещает какой-то договор, то его проведение является недопустимым.

Это относительно заключения договора. Что же касается его правильности, то если в шариате нет запрета на проведение какого-то договора, то этот договор может произойти, но если имеется запрет на заключение договора в чем-либо определённом из этого договора, то он будет порочным по причине своего несоответствия требованию законодателя, хотя сам этот договор в своей основе остаётся действительным, т. к. изначально он соответствует требованию законодателя. Что касается уместности женщины для брачного договора, то в этой связи шариат запретил жениться на некоторых женщинах и совмещать вместе некоторых других женщин. Если брачный договор будет с той женщиной, с которой запрещено его проводить, то этот договор будет порочным. Что касается порочности брака без опекуна, то об этом говорится в следующем хадисе, сообщённом Абу Му́сой от Пророка (с.а.с.):

لاَ نِكَاحَ إِلاَّ بِوَلِيٍّ

«Нет брака без опекуна» , вывел Ибн Хиббан и аль-Хаким. Что касается того, что женщина не имеет право выдавать сама себя замуж, выдавать замуж другую женщину и не имеет право вверять человека, не являющегося её опекуном выдать её замуж, то это согласно хадису Пророка (с.а.с.), переданному Аишей, в котором он сказал:

أَيُّمَا امْرَأَة نكحت بِغَيْرِ إِذْنِ وَلِيِّهَا فَنِكَاحُهَا بَاطِلٌ، فَنِكَاحُهَا بَاطِلٌ، فَنِكَاحُهَا بَاطِلٌ

«Каждая женщина, вступившая в брак без дозволения своего опекуна, её брак недействителен, её брак недействителен, её брак недействителен» , вывел аль-Хаким. Абу Хурайра сообщил от Пророка (с.а.с.), который сказал:

لاَ تُزَوِّجُ الْمَرْأَةُ الْمَرْأَةَ، وَلاَ تُزَوِّجُ الْمَرْأَةُ نَفْسَهَا، فَإِنَّ الزَّانِيَةَ هِيَ الَّتِي تُزَوِّجُ نَفْسَهَا

«Женщина не выдаёт замуж женщину и не выдаёт сама себя замуж. Поистине, прелюбодейка выдаёт сама себя замуж» . Что касается наличия двух свидетелей, то это исходит из того, что Коран определил двух свидетелей мусульман условием в возвращении разведенной женщины к мужу, которой был дан развод, после которого жена опять возвращается к мужу. Аллах сказал:

فَإِذَا بَلَغۡنَ أَجَلَهُنَّ فَأَمۡسِكُوهُنَّ بِمَعۡرُوفٍ أَوۡ فَارِقُوهُنَّ بِمَعۡرُوفٖ وَأَشۡهِدُواْ ذَوَيۡ عَدۡلٖ مِّنكُمۡ

«Когда же достигли они установленного срока, с добром оставьте их у себя или с добром отпустите их, и призовите в свидетели двух справедливых из вашего числа» (65:2). Хасан сказал: «т. е. двое мусульман» . Таким образом, если в продолжении брака обуславливается наличие двух свидетелей мусульман, то в создании супружества, т. е. заключении брака, их наличие обуславливается тем более. Кроме того, заключение брака и его продолжение являются из одного рода действий и они подобны одному закону.