А́зл

 

А́зл означает производить семяизвержение вне полового органа женщины в процессе полового акта. Азл является дозволенным действием по шариату. При совершении полового акта, мужчине разрешается произвести семяизвержение вне полового органа женщины. Аль-Бухари передал от Ата́ и далее от Джа́бира, который сказал:

كُنَّا نَعْزِلُ عَلَى عَهْدِ رَسُولِ اللَّهِ، صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، وَالْقُرْآنُ يَنْزِلُ

«Мы делали а́зл во время Посланника Аллаха (с.а.с.), а Коран ниспосылался» . Так же передается от Ата, что он слышал от Джабира (р.а.) следующее:

كُنَّا نَعْزِلُ وَالْقُرْآنُ يَنْزِلُ

«Мы делали а́зл в то время, как Коран продолжал ниспосылаться» , муттафакъун алейхи. В сборнике у Муслима сообщается:

كُنَّا نَعْزِلُ عَلَى عَهْدِ رَسُولِ اللَّهِ، صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، فَبَلَغَهُ ذَلِكَ فَلَمْ يَنْهَنَا

«Мы делали азл во времена Посланника Аллаха (с.а.с.), а когда он узнал об этом, то не запретил нам делать это» . Это было утверждением со стороны Посланника Аллаха (с.а.с.) и оно указывает на дозволенность делать азл. Поскольку если бы а́зл был запретным действием, то Посланник Аллаха (с.а.с.) не проявлял бы молчания. Этот закон, касающийся а́зл, отнесён одним из сподвижников к времени Пророка и поэтому принимает хукм рафъ [1] , т. к. ясно то, что Пророк (с.а.с.) был осведомлён об этом действии и утвердил его. Относительно дозволенности азл имеется несколько достоверных хадисов. А́хмад, Муслим и Абу Давуд сообщили от Джабира:

أَنَّ رَجُلاً أَتَى النَّبِيَّ، صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، فَقَالَ: إِنَّ لِي جَارِيَةً هِيَ خَادِمَتُنَا وَسَانِيَتُنَا فِي النَّخْلِ وَأَنَا أَطُوفُ عَلَيْهَا وَأَكْرَهُ أَنْ تَحْمِلَ فَقَالَ: اِعْزِلْ عَنْهَا إِنْ شِئْتَ فَإِنَّهُ سَيَأْتِيهَا مَا قدر لَهَا

«Один человек пришёл к Пророку (с.а.с.) и сказал: «У меня есть невольница, она служит в нашем финиковом саду, и я имею с ней сношение, но не хочу, чтобы она забеременела»». Пророк (с.а.с.) ответил: «Делай а́зл, если желаешь. Поистине, в ней будет то, что предопределил для неё Аллах» . Муслим сообщил от Абу Саида , который сказал :

خَرَجْنَا مَعَ رَسُولِ اللهِ، صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، فِي غَزْوَةِ الْمُصْطَلِق. فَأصبنا سبيًا مِنَ الْعَرَب فَاشْتهينا النِّسَاءَ، وَاشْتَدَّتْ عَلَيْنَا الْعَزْبَةُ، وَأَحْبَبْنَا الْعَزْلَ فَسَأَلْنَا عَنْ ذَلِكَ رَسُولَ اللهِ، صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، فَقَالَ: مَا عَلَيْكُمْ أَنْ لاَ تَفْعَلُوا فَإِنَّ اللهَ عَزَّ وَ جَلَّ قَدْ كَتَبَ مَا هُوَ خَالِقٌ إِلَى يَوْمِ الْقِيَامَةِ

«Мы вышли с Посланником Аллаха (с.а.с.) на сражение Бану Мусталакъ и взяли в плен арабов. Нам стало тяжело без жён, и мы пожелали делать азл с теми женщинами, которые оказались у нас пленницами. Когда мы спросили об этом у Посланника Аллаха (с.а.с.), то он сказал: «Ничто не запрещает вам делать это. Воистину Аллах уже предписал то, что Он создал до Судного Дня» . Абу Давуд сообщил от Джабира, который сказал:

إِنَّ لِي جَارِيَةً وَأَنَا أَطُوفُ عَلَيْهَا وَأَكْرَهُ أَنْ تَحْمِلَ فَقَالَ: اِعْزِلْ عَنْهَا إِنْ شِئْتَ فَإِنَّهُ سَيَأْتِيهَا مَا قدر لَهَا

«Один из ансаров (мусульмане Медины, оказавшие помощь Пророку), придя к Посланнику Аллаха (с.а.с.) сказал: «У меня есть невольница, с которой я имею сношение и не желаю, чтобы она забеременела». Посланник Аллаха (с.а.с.) ответил: «Делай а́зл, если хочешь. Поистине, в ней будет то, что предопределено ей» . А́зл является абсолютно дозволенным действием, каким бы ни было намерение человека, который совершает это. Делает ли человек азл для того, чтобы не иметь детей или, чтобы иметь меньше детей, или он делает это из жалости к своей жене из-за её ослабевания от беременности и родов, или он делает это, желая не отягощать её, чтобы она продолжала оставаться девушкой. Или имеет какое-то другое намерение в этом. Но в любом случае, азл остаётся абсолютно дозволенным и муж вправе делать это, невзирая на его намерение. Поскольку доказательства относительно азл имеются в абсолютной форме и никоим образом не ограничены. Они имеют общее указание и не являются частными. Неверно будет сказать, что азл   — это лишение жизни дитя до его создания, т. к. имеются ясные хадисы, которые опровергают это. Абу Давуд передал от Абу Саида:

أَنَّ رَجُلاً قَالَ: يَا رَسُولَ اللهِ إِنَّ لِي جَارِيَةً وَأَنَا أَعْزِلُ عَنْهَا وَأَنَا أَكْرَهُ أَنْ تَحْمِلَ وَأَنَا أُرِيدُ مَا يُرِيدُ الرِّجَالُ وَإِنَّ الْيَهُودَ تُحَدِّثُ أَنَّ الْعَزْلَ الْمَوْؤُودَةُ الصُّغْرَى. قَالَ: كَذَبَتْ يَهُود لَوْ أَرَادَ اللهُ أَنْ يَخْلُقَهُ مَا اسْتَطَعْتَ أَنْ تصرفَهُ

«Один человек, обращаясь к Пророку (с.а.с.), сказал: «О, Посланник Аллаха, у меня есть невольница и я делаю азл, потому что не хочу, чтобы она забеременела, а евреи говорят, что азл это малая мавъуда (заживо погребённое дитя)», на что Посланник Аллаха ответил ему: «Евреи солгали, потому что если бы Аллах захотел создать её, то ты бы не смог предотвратить это» . Имеется шариатский текст относительно дозволенности делать азл с намерением не иметь детей. А ́ хмад и Му ́ слим передали от Усамы Ибн Зайда:

أَنَّ رَجُلاً جَاءَ إِلَى النَّبِيِّ، صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، فَقَالَ: إِنِّي أَعْزِلُ عَنِ امْرَأَتِي. فَقَالَ لَهُ: لِمَ تَفْعَلُ ذَلِكَ؟ فَقَالَ لَهُ الرَّجُلُ: أَشْفِقُ عَلَى وَلَدِهَا، أَوْ عَلَى أَوْلاَدِهَا. فَقَالَ رَسُولُ اللهِ، صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: لَوْ كَانَ ضَارَّا ضَرَّ فَارِسَ وَالرُّومَ

«Один человек пришёл к Пророку (с.а.с.) и сказал: «Когда я имею сношение с женой, то делаю азл». Пророк (с.а.с.) ему сказал: «Зачем ты это делаешь?». Он ответил: «Я испытываю жалость к её ребёнку». Затем Пророк (с.а.с.) сказал: «Если бы это было вредным, то скорее повредило бы персам и римлянам» . Здесь Посланник Аллаха (с.а.с.) спросил его: «Почему ты делаешь это?» , но не сказал: «Не делай этого» . Из этого хадиса понимается, что Пророк (с.а.с.) утвердил его и осведомил о том, что рождение детей друг за другом, не является вредным. Также об этом говорится у Муслима, в хадисе Усамы Ибн За́йда, который пришёл к Посланнику Аллаха (с.а.с.) и сказал:

إِنِّي أَعْزِلُ عَنِ امْرَأَتِي شَفقَةً عَلَى وَلَدِهَا، فَقَالَ رَسُولُ اللهِ، صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: إِنْ كَانَ كَذَلِكَ فَلاَ، مَا ضَرَّ ذَلِكَ فَارِسَ وَلاَ الرُّومَ

«Я делаю азл, когда сношаюсь с женой, из жалости к её ребёнку». Пророк (с.а.с.) сказал ему: «Если так, то ничего плохого в этом нет. Поскольку это не повредило ни персам, ни римлянам» . У Муслима от Абдуррахмана Ибн Бишра, от Абу Саида передаётся:

خَشْيَةً اَنْ يَضُرَّ الْحَمْلُ بِالْوَلَدِ الْرَضِيعِ

«Опасаясь, что беременность будет неблагоприятной для грудного ребёнка» . Если Посланник (с.а.с.) разрешил делать азл ради предостережения от беременности, то допускается делать азл ради предотвращения беременности, избегая многочисленности детей, или избегая их появления вообще. Или делать азл ради чего-то другого. Поскольку, если Аллах захочет, чтобы ребёнок родился, то он обязательно родится, несмотря на то, сделал человек азл или нет. Ибн Хабба́н передал с хадиса Анаса, что один человек спросил про азл и Пророк (с.а.с.) сказал:

لَوْ أَنَّ الْمَاءَ الَّذِي يَكُونُ مِنْهُ الْوَلَدُ أَهْرَقْتَهُ عَلَى صَخْرَةٍ لَأَخْرَجَ مِنْهَا وَلَدًا

«Если ты выльешь жидкость, из которой должен родиться ребёнок на скалу, то он выйдет из неё» . Неправильным будет утверждение, что приуменьшение рождаемости (путем азла), противоречит большей рождаемости, к которой побудил Пророк (с.а.с.), когда сказал:

تَنَاكَحُوا تَنَاسَلُوا تكْثرُوا

«Женитесь, имейте детей и будете многочисленны» . Так нельзя говорить, потому что дозволенность Пророком (с.а.с.) делать азл, не противоречит тому, что он (с.а.с.) побудил мусульман иметь много детей. Побуждение к тому, чтобы иметь много детей   — это одно, а дозволенность делать азл   — это другое. Что касается того, что передал Ахмад от Джуза́мы, дочери Вахб, аль-Асади́йя, которая сказала:

لَقَدْ هَمَمْتُ أَنْ أَنْهَى عَنْ الغيلة فَنَظَرْتُ فِي الرُّومِ وَفَارِس فَإِذَا هُمِ يغيلُونَ أَوْلاَدَهُمْ فَلاَ يضر أَوْلاَدهُمْ شَيْئًا، ثُمَّ سَأَلُوهُ عَنِ الْعَزْلِ. فَقَالَ رَسُولُ اللهِ، صَلَّى اللهُ عَلَيِهِ وَسَلَّمَ: ذَلِكَ الْوَأْدُ الْخَفِيُّ وَهِيَ: وَإِذَا الْمَوْؤُدَةُ سُئِلَتْ

«Посланник Аллаха в присутствии людей говорил: «Я думал о том, чтобы запретить вам гъила [2] , но узнал, что это не вредит персам и римлянам, которые делают это». Затем его спросили про азл, и он ответил: «Это скрытое погребение и это, когда будет спрошена заживо погребённая девочка»» . Этот хадис противоречит ясным достоверным хадисам, позволяющим делать азл, и поэтому отвергается, т. к. находится в противоречии с более сильными хадисами, имеющими больше путей, по которым они переданы.

Неверно будет сказать, что совместимость этого хадиса с теми хадисами, которые позволяют делать азл такова, что этот хадис относится к нежелательности совершать азл. Поскольку это было бы возможным, если не было другого хадиса от Посланника (с.а.с.), отрицающего тот же смысл, о котором сообщил этот хадис. Хадис, переданный у Ахмада и Абу Давуда от Абу Саида:

وَإِنَّ الْيَهُودَ تُحَدِّثُ أَنَّ الْعَزْلَ الْمَوْؤُودَةُ الصُّغْرَى. قَالَ: كَذَبَتْ يَهُود

«…евреи говорят, что азл это малая мавъуда (заживо погребённое дитя)», на что Посланник Аллаха ответил ему: «Евреи солгали…» и хадис, приведённый от Джузамы:

ذَلِكَ الْوَأْدُ الْخَفِيُّ وَهِيَ: وَإِذَا الْمَوْؤُدَةُ سُئِلَتْ

«...это скрытое погребение дитя и это, когда будет спрошена заживо погребённая девочка»» , это два хадиса, которые нельзя совмещать друг с другом т. к. один из них должен быть либо отменённым или должен быть сильнее другого в результате чего, отклоняется более слабый хадис. В силу того, что дата этих двух хадисов неизвестна и хадис Абу Саида усилен многим количеством хадисов, а хадис Джузамы является одиночным и ничем больше не усилен, то хадис, переданный от неё, отклоняется, и преобладает хадис, который является сильнее. Согласно этому, азл является абсолютно дозволенным действием без всякой нежелательности, каким бы ни было намерение человека, который делает это, в силу доказательств, имеющих общее значение. Для того, чтобы делать азл муж не нуждается в разрешении своей жены т. к. это касается его, а не её. Неправильно будет сказать, что половой акт является её правом и, следовательно, он не вправе произвести семяизвержение вне её полового органа без её согласия на это. Поскольку такое мотивирование является основанным на разуме, а не на шариате и, естественно, не имеет законности, и более того это опровергается, потому что её правом является половой акт, а не семяизвержение, согласно тому доказательству, что если бессильный в половом отношении мужчина смог иметь сношение с жёной и не произвёл семяизвержение, то её право считается завершённым этим и тогда уже она не имеет право на расторжение брака. А что касается того, что передал Ибн Ма́джа от Умар Ибн аль-Хаттаба:

نَهَى رَسُولُ اللهِ، صَلَّى اللهُ عَلَيِهِ وَسَلَّمَ، أَنْ يَعْزِلَ عَنِ الْحُرَّةِ إِلاَّ بِإِذْنِهَا

«Посланник Аллаха (с.а.с.) запретил делать а́зл при совокуплении с свободной женщиной (не рабыней), без её согласия на это», то этот хадис является слабым и в его цепи передатчиков проходит Ибн Ляхи́а, относительно которого имеется сомнение. Таким образом, остаются хадисы, которые говорят о дозволенности азла.

Этот хукм азл применяется к использованию лекарств, презервативов и спиралей для предотвращения беременности, т. к. они все являются из одного рода действий, и доказательства, позволяющие делать азл, полностью применимы к ним. Поскольку этот закон заключается в дозволенности для мужчины делать азл с целью предотвращения зачатия, без различия в том, происходит это путём азл или посредством другого способа. То, что разрешено мужчине, разрешено и женщине, т. к. закон говорит о дозволенности предотвратить беременность любым средством.

Следует сказать, что здесь речь идёт о предотвращении временной беременности. А что касается окончательного предотвращения беременности и стирилизации, то это запрещено. Запрещено применять медикаменты и проводить хирургические операции, которые окончательно прерывают беременность и лишают возможности иметь детей, т. к. это является из категории кастрации, на который имеется явный запрет, и принимает тот же закон. От Саъда Ибн Абу Вакъкъа́са сообщается, что он сказал:

رَدَّ رَسُولُ اللهِ، صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، عَلَى عُثْمَانَ بْنِ مَظْعُونٍ التَّبَتُّلَ، وَلَوْ أَذِنَ لَهُ لَاخْتَصَيْنَا

«Посланник Аллаха (с.а.с.) запретил Усман Ибн Мазъу́ну оставаться холостым и никогда не жениться, а если бы он разрешил ему это, то мы сделали бы себе кастрацию» , муттафакъун алейхи. Было так, что Усма́н Ибн Мазъу́н пришёл к Пророку (с.а.с.) и сказал ему:

يَا رَسُولَ اللهِ إِنِّي رَجُلٌ يَشُقُّ عَلَيَّ الْعَزْوَبَةُ فَأَذِنْ لِي بِالْاِخْتِصَاءِ، قَالَ: لاَ، وَلَكِنَّ عَلَيْكَ بِالصِّيَامِ

«О, Посланник Аллаха, я мужчина и для меня тяжела холостая жизнь. Разреши мне сделать кастрацию»,   — на что Пророк (с.а.с.) ответил ему: «Нет, но тебе следует поститься» . В другой версии сообщается:

يَا رَسُولَ اللهِ أَتَأْذِنُ لِي فِي الاِخْتِصَاءِ؟ قَالَ: إِنَّ اللهَ أَبْدَلَنَا بِالرَّهْبَانِيَّةِ الحَنِيفِيَّةِ السَّمْحَةِ

«О, Посланник Аллаха, разрешаешь ли ты мне кастрацию?»   — Пророк (с.а.с.) ответил: «Поистине, Аллах дал нам взамен этого чистое и легкое монашество веры в единого Аллаха» . От Анаса передаётся:

كَانَ النَّبِيُّ، صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، يَأْمُرُنَا بِالْبَاءَةِ، وَيَنْهَى عَنِ التَّبَتُّلِ نَهْيًا شَدِيدًا، وَيقُولُ: تَزَوَّجُوا الْوَدُودَ الْوَلُودَ فَإِنِّي مُكَاثِرٌ بِكُمُ الْأُمُمَ يَوْمَ الْقِيَامَةِ

«Пророк (с.а.с.) приказывал нам жениться, строго запрещал холостую жизнь и говорил: «Женитесь на любящей, часто рожающей женщине. Поистине, я буду с вами превосходить остальные народы в Судный День» ,   — вывел Ахмад.

Также полное лишение возможности иметь детей, находится в противоречии с тем, что шариат определил рождение детей основой супружества и поэтому Аллах сказал:

وَجَعَلَ لَكُم مِّنۡ أَزۡوَٰجِكُم بَنِينَ وَحَفَدَةٗ

«И дал вам сыновей и дочерей от жён ваших» (16:72). Исламский шариат рекомендует иметь много детей и побуждает к этому, восхваляя того, кто следует этой рекомендации. От Анаса сообщается, что Пророк (с.а.с.) сказал:

تَزَوَّجُوا الْوَدُودَ الْوَلُودَ فَإِنِّي مُكَاثِرٌ بِكُمُ الْأ َنْبِيَاءَ يَوْمَ الْقِيَامَةِ

«Женитесь на любящей и часто рожающей женщине. Поистине, я буду вами превосходить остальных пророков в Судный День» , передал Ахмад. От Абдуллах Ибн Умара сообщается, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

اِنْكِحُوا أُمَّهَاتِ الأَوْلاَدِ فَإِنِّي أُبَاهِي بِكُمْ يَوْمَ الْقِيَامَةِ

«Женитесь на тех женщинах, которые способны иметь много детей, поистине я буду превосходить вами в Судный День» , вывел Ахмад. От Му́ъкъал Ибн Яса́ра передаётся:

جَاءَ رَجُلٌ إِلَى رَسُولِ اللهِ ، صَلَى اللّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، فَقَالَ: إِنِّي أصبْتُ امْرَأَةً ذَاتَ حَسَبٍ وَجَمَالٍ، وَإِنَّهَا لاَ تَلِدُ، أَفَأَتَزَوَّجُهَا؟ قَالَ: لاَ. ثُمَّ أَتَاهُ الثَّانِيَةَ فَنَهَاهُ، ثُمَّ أَتَاهُ الثَّالِثَةَ فَقَالَ: تَزَوَّجُوا الْوَدُودَ الْوَلُودَ فإَِنِّي مُكَاثِرٌ بِكُمْ

«Один человек, придя к Пророку (с.а.с.), спросил его: «Я познакомился со знатной и красивой женщиной. Но она не может иметь детей. Жениться ли мне на ней?». Он ответил: «Нет». Этот человек пришёл повторно и снова получил тот же ответ. Затем, когда он пришёл в третий раз, Пророк (с.а.с.) сказал: «Женитесь на любящей и часто рожающей женщине. Поистине, я буду превосходить вашим числом» , вывел Абу Давуд.

Дозволенность предотвращать временную беременность путём азл или посредством специальных средств, предназначенных для этого, не означает дозволенность вызывать выкидыш. Вызывать выкидыш после того, как в него уже вошла душа, является запретным действием. При этом нет разницы в том, вызван ли выкидыш путём принятия медикаментов, путём грубых движений или посредством хирургической операции. Также не имеет значение то, произошло ли это по вине матери, отца или врача. Поскольку это действие является покушением на невинную человеческую жизнь и считается преступлением, которое обязывает к выплате виры (выкуп за убитого), размер которой составляет освобождение одного раба или рабыни, а цена равна десятой части виры вполне зрелого человека. Всевышний Аллах сказал:

وَلَا تَقۡتُلُواْ ٱ لنَّفۡسَ ٱ لَّتِي حَرَّمَ ٱ للَّهُ إِلَّا بِ ٱ لۡحَقِّۚ

«Не убивайте душу, которую Аллах запретил убивать, если только у вас нет на это права» (6:151).

У аль-Бухари и Муслима от Абу Хурайры передаётся:

قَضَى رَسُولُ اللهِ ، صَلَى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، فِي جَنِينِ امْرَأَةٍ مِنْ بَنِي لَحْيَانَ سَقَطَ مَيِّتًا بِغُرَّةِ عَبْدٍ أَوْ أَمَةٍ

«Посланник Аллаха (с.а.с.) решил относительно выкидыша женщины из Бану́ Лихья́н освободить одного раба или рабыню» . У выкидыша, за который следует освободить раба или рабыню, должно быть, по меньшей мере, видно что-либо из человеческого телосложения, например, палец, рука, нога, голова, глаз или ноготь.

Если плод был выкинут до того, как в него вошла душа (но после истечения сорока дней от начала беременности) в начале творения зародыша, как это передает Муслим от Ибн Масъуда:

إِذَا مَرَّ بِالنُّطْفَةِ ثِنْتَانِ وَأَرْبَعُونَ لَيْلَةً بَعَثَ اللَّهُ إِلَيْهَا مَلَكًا فَصَوَّرَهَا وَخَلَقَ سَمْعَهَا وَبَصَرَهَا وَجِلْدَهَا وَلَحْمَهَا وَعِظَامَهَا ثُمَّ قَالَ يَا رَبِّ أَذَكَرٌ أَمْ أُنْثَى فَيَقْضِي

«Если от времени зачатия прошло сорок две ночи, Аллах посылает к зародышу ангела, который преобразовывает его, создав уши, глаза, кожу, мясо, кости. Затем он спрашивает: «О, мой господь мальчик или девочка?». И Аллах решает…» . В другой версии говорится о сорока ночах. Во время формирования зародыша делать оборт, имеет тот же хукм, как и прерывание беременности после вселения в зародыш души, т. е.   — харам. За него также необходимо выплачивать выкуп: освобождение раба или рабыни. Поскольку если началось творение зародыша и у него появились некоторые органы, то становится очевидным, что это живой зародыш, который находится на пути своего формирования. Таким образом, покушение на него, означает покушение на невинную человеческую жизнь и погребение заживо, что запрещено Аллахом, который сказал:

وَإِذَا ٱ لۡمَوۡءُ ۥ دَةُ سُئِلَتۡ ٨   بِأَيِّ ذَنۢبٖ قُتِلَتۡ ٩

«И когда спросят похороненную заживо, за какой грех убита была она» (81:8–9).

Согласно этому, вызывать выкидыш после истечения сорока дней от начала беременности, является запретным действием, а тот, кто делает это, совершает грех и преступление, которое обязывает его к уплате виры выброшенного плода. За это надо освободить одного раба или рабыню, как указано в хадисе, выведенным аль-Бухари и Муслимом.

Дозволяется вызывать выкидыш в стадии его творения или после того, как в него уже вошла душа лишь в том случае, если врачи, заслуживающие доверия, утверждают, что дальнейшее сохранение плода в утробе матери приведёт к гибели ее и плода. В таком положении разрешается вызвать выкидыш для сохранения жизни матери.


[1] Рафъ   — отнесение хадиса сподвижником или последователем лично к Посланнику ( с.а.с.), словами или поступком, или утверждением, или описанием.

[2] Гъила   — половая близость с женой, когда она беременна и является кормящей грудью.