Развод

 

Развод также, как и брак узаконен Аллахом. В основе узаконенности брака лежит Коран, Сунна и единогласие сподвижников. Что касается Корана, то Аллах сказал:

ٱ لطَّلَٰقُ مَرَّتَانِۖ فَإِمۡسَاكُۢ بِمَعۡرُوفٍ أَوۡ تَسۡرِيحُۢ بِإِحۡسَٰنٖۗ

«Развод допускается дважды, после чего надо либо удержать жену на разумных условиях, либо отпустить ее по-доброму» (2:229).

يَٰٓأَيُّهَا ٱ لنَّبِيُّ إِذَا طَلَّقۡتُمُ ٱ لنِّسَآءَ فَطَلِّقُوهُنَّ لِعِدَّتِهِنَّ

«О, Пророк! Когда вы даете женам развод, то разводитесь в течение установленного срока» (65:1).

Относительно доказательств Сунны, то от Умар Ибн аль-Хаттаба передано:

أَنَّ النَّبِيَّ، صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، طَلَّقَ حَفْصَةَ ثُمَّ رَاجَعَهَا

«Пророк (с.а.с.) развёл Хафсу, а потом вернул её» , вывел аль-Хаким и Ибн Хиббан. От Абдуллаха Ибн Умара сообщается, что он сказал:

كَانَتْ تَحْتِي امْرَأَةٌ أُحِبُّهَا وَكَانَ أَبِي يَكْرَهُهَا فَأَمَرَنِي أَنْ أُطَلِّقَهَا فَأَبَيْتُ فَذَكَرَ ذَلِكَ لِلنَّبِيِّ، صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، فَقَالَ: يَا عَبْدَ اللهِ بْنَ عُمَرَ، طَلِّقِ امْرَأَتَكَ

«У меня была жена, которую я любил, а мой отец не любил её и велел мне развестись с ней. Но я отказался разводиться, а он сказал об этом Пророку (с.а.с.) и Пророк (с.а.с.) сказал: «О, Абдуллах Ибн Умар! Разводись с женой»» , вывел ат-Тирмизи и аль-Хаким. Сподвижники сошлись на мнении дозволенности развода.

Развод   — это расторжение брачных уз, т. е. брачного договора. Для дозволенности развода не имеется шариатского мотива (иллят шаръийя). Шариатские тексты, которые имеются относительно разрешения развода, не включают в себе никакого мотива, их нет в текстах Корана и в текстах хадисов. Следовательно, развод является дозволенным действием из-за того, что шариат разрешил его, а не из-за какой-то другой причины. Шариатский развод   — это три развода, один развод за другим. Если муж дал жене один развод, то это считается одним разводом и он может вернуть её в течение её идды без нового брачного договора. Если он дал ей развод во второй раз, то он опять может вернуть её в течение идды без нового брака. Но если в этих двух положениях он не вернул её в течение её идды, то она становится разлучённой с ним малым разлучением и он может вернуть её только с помощью нового брака и нового махра (приданого). Если он дал ей третий развод, то это окончательный развод, при котором она полностью разлучается с ним. Хотя он имеет возможность вернуть её, но уже лишь после того, как она выйдет замуж за другого человека, разведётся с ним и завершится её идда. Аллах тааля сказал:

ٱ لطَّلَٰقُ مَرَّتَانِۖ فَإِمۡسَاكُۢ بِمَعۡرُوفٍ أَوۡ تَسۡرِيحُۢ بِإِحۡسَٰنٖۗ وَلَا يَحِلُّ لَكُمۡ أَن تَأۡخُذُواْ مِمَّآ ءَاتَيۡتُمُوهُنَّ شَيۡ‍ًٔا إِلَّآ أَن يَخَافَآ أَلَّا يُقِيمَا حُدُودَ ٱ للَّهِۖ فَإِنۡ خِفۡتُمۡ أَلَّا يُقِيمَا حُدُودَ ٱ للَّهِ فَل َا جُنَاحَ عَلَيۡهِمَا فِيمَا ٱ فۡتَدَتۡ بِهِ ۦۗ تِلۡكَ حُدُودُ ٱ للَّهِ فَلَا تَعۡتَدُوهَاۚ وَمَن يَتَعَدَّ حُدُودَ ٱ للَّهِ فَأُوْلَٰٓئِكَ هُمُ ٱ لظَّٰلِمُونَ ٢٢٩ فَإِن طَلَّقَهَا فَلَا تَحِلُّ لَهُ ۥ مِنۢ بَعۡدُ حَتَّىٰ تَنكِحَ زَوۡجًا غَيۡرَهُ ۥۗ فَإِن طَلَّقَهَا فَلَا جُنَاحَ عَلَيۡهِمَآ أَن يَتَرَاجَعَآ إِن ظَنَّآ أَن يُقِيمَا حُدُودَ ٱ للَّهِۗ وَتِلۡكَ حُدُودُ ٱ للَّهِ يُبَيِّنُهَا لِقَوۡمٖ يَعۡلَمُونَ ٢٣٠

«Развод допускается дважды, после чего надо либо удержать жену на разумных условиях, либо отпустить ее по-доброму. Вам недозволено брать что-либо из дарованного им, если только у обеих сторон нет опасения, что они не смогут соблюсти ограничения Аллаха. И если вы опасаетесь, что они не смогут соблюсти ограничения Аллаха, то они оба не совершат греха, если она выкупит развод. Таковы ограничения Аллаха. Не преступайте же их. А те, которые преступают ограничения Аллаха, являются беззаконниками. Если он развелся с ней в третий раз, то ему недозволено жениться на ней, пока она не выйдет замуж за другого. И если тот разведется с ней, то они не совершат греха, если воссоединятся, полагая, что они смогут соблюсти ограничения Аллаха. Таковы ограничения Аллаха. Он разъясняет их для людей знающих» (2:229–230). В этом аяте Всевышний Аллах осведомил мусульман о том, как они должны разводиться, Аллах говорит:

ٱ لطَّلَٰقُ مَرَّتَانِۖ

«Развод допускается дважды» . Затем Он предоствил им выбор, после того как оповестил их, между тем, чтобы удерживать их на разумных условиях, либо отпустить их по-добру. Затем Аллах говорит:

فَإِن طَلَّقَهَا فَلَا تَحِلُّ لَهُ ۥ مِنۢ بَعۡدُ حَتَّىٰ تَنكِحَ زَوۡجًا غَيۡرَهُ ۥۗ

«Если он развелся с ней (в третий раз), то ему недозволено жениться на ней, пока она не выйдет замуж за другого» . Т. е. если он третий раз развел свою жену, после того, как уже дважды довал развод, то она ему больше не дозволяется, пока не выйдет замуж за другого. После этого Аллах говорит:

فَإِن طَلَّقَهَا فَلَا جُنَاحَ عَلَيۡهِمَآ أَن يَتَرَاجَعَآ

«И если тот разведется с ней, то они не совершат греха, если воссоединятся» . Т. е. если уже второй муж ее еще раз разведет, то только тогда первому ее мужу возможно будет вернуть ее, соответственно с новым брачным договором (никахом) и приданным (махром). Подлежащее (Фаиль) глагольного предложения, а именно второго глагола «разведется» возвращается к последнему упоминаемому лицу, а это:

زَوۡجًا غَيۡرَهُ ۥۗ

«замуж за другого». т. е. за второго. А подлежащее глагола «воссоединятся» возвращается к первому мужу. Т. е. нет ничего предрассудительного в том, чтобы каждый из них вернулся к друг другу после нового бракосочитания. Основываясь на вышесказанном, мужщина имеет право дать три развода, из которых только два с правом возврата, а после третьего, он не может ее вернуть, если только она не вышла замуж за другого и после этого развелась.

Право развода принадлежит мужчине и находится в его распоряжении, а не в распоряжении женщины. Поскольку Аллах дал право развода в распоряжение мужчины и в шариате это положение не мотивируется. Размышление о реальной действительности брака и развода показывает, что поскольку брак является начинанием новой супружеской жизни, то и мужчина и женщина, каждый из них выбирает для совместной жизни ту свою пару, которую желает. Каждый из них может вступить в брак с тем, с кем пожелает или отклонить его с тем, с кем пожелает. Однако, когда уже фактически произошёл брак и мужу предоставлено управление и забота о семье, то неизбежно развод находится в распоряжении мужа и является его правом, т. к. он является главой семьи и на нём одном лежит ответственность за дом и все его затраты. Следовательно, ему одному должно принадлежать полномочие расторжения брачного договора. Полномочие предоставляется согласно мере ответственности и право разлучения между супругами находится в руках того из них, кто является главой для другого. Но всё это является описанием существующей реальной действительности, а не объяснением мотивированием шариатского закона. Поскольку мотив (иллят) шариатского закона может быть только шариатским мотивом, который имеется в шариатском тексте.

Однако то, что право развода принадлежит только мужчине, не означает, что женщина не может развестись с ним, а означает то, что это право у него имеется изначально и абсолютно не ограничивается каким-нибудь положением. Он даже может развестись без причины. Жена вправе развестись с мужем в определённых положениях, которые указаны шариатом. Шариат разрешил ей расторгнуть брачный договор в следующих положениях:

1. Если муж дал ей право развода, то она может развестись с ним согласно тому, что он ей предоставил. Она может сказать, я развелась с мужем или может, обращаясь к мужу, сказать: «Я развелась с тобой» . Но она не может сказать: «Я дала тебе развод» ,   — или сказать: «Ты разведён» ,   — т. к. развод приходится на женщину, а не на мужчину, даже если развод исходит от женщины. Предоставление мужем права развода своей жене является дозволенным действием, т. к. Посланник (с.а.с.) предоставил выбор в этом своим жёнам. Относительно дозволенности предоставления такого выбора, имеется также единогласие сподвижников.

2. Если жена знает, что у её мужа имеется недостаток, который препятствует ему вступить в супружеские права, как в случае если он страдает импотенцией, (а она сама находится в благополучии от подобных недостатков), то она вправе требовать от него расторжения брачного договора. Если судья удостоверится в наличии данного недостатка, то отпускает срок в один год. Если в течение года он, как и прежде, остаётся неспособным иметь с ней половые отношения, то её просьба о расторжении брака удовлетворяется. Передаётся, что Ибн Му́нзир женился на одной женщине будучи евнухом и Умар сказал ему: «Осведомил ли ты её об этом» , он ответил: «Нет» . Тогда Умар сказал ему: «Осведоми её об этом и затем предоставь ей выбор» . Если женщина находит своего мужа евнухом, то тотчас имеет выбор и ей не отпускается какой-либо срок, т. к. возможность иметь с ним половое сношение является безнадёжным и ожидание не имеет смысла.

3. Если для жены становится очевидным, до половых отношений или после, что у её мужа болезнь, при которой ей не представляется возможным проживание вместе с ним без всякого вреда для неё, (например, если он болен лепрой, проказой, сифилисом, туберкулёзом или другими подобными заболеваниями), то она вправе обратиться к судье и просить развода. Если подтверждается наличие этой болезни и невозможность выздоровления от неё в определённый промежуток времени, то её просьба удовлетворяется. Её этот выбор не ограничивается временем и имеет постоянную законную силу согласно сообщению, которое имеется в книге Ма́лика «аль-Мута», от Саид Ибн аль-Мусайя́б, который сказал:

أَيُّمَا رَجُلٍ تَزَوَّجَ امْرَأَةً وَبِهِ جُنُونٌ أَوْ ضَرَرٌ فَإِنَّهَا تُخَيَّرُ فَإِنْ شَاءَتْ قَرَّتْ، وَإِنْ شَاءَتْ فَارَقَتْ

«Любой мужчина, который женился и имеет помешательство разума или вред, то его жене предоставляется выбор в том, чтобы остаться с ним или разлучиться» .

4. Если у мужа, после брачного договора, случилось помешательство разума, то жена имеет право обратиться к судье и просить его о разводе. Судья откладывает развод на один год. Если в течение этого времени помешательство не проходит и жена настаивает, то судья выносит решение о разводе и это согласно предыдущему хадису в «аль-Муватта».

5. Если муж уехал в какое-то далёкое или близкое место, после чего исчез и от него перестали поступать сведения, а его жене стало трудным доставать средства на жизнь, то в этом случае она вправе просить развод с ним после того, как приложила усилие в его розыске. Это согласно словам Посланника (с.а.с.) о женщине, которая говорила своему мужу:

أَطْعِمْنِي وَإِلاَّ فَارِقْنِي

«Корми меня или оставь меня» , передал ад-Даракъутни и Ахмад. И Посланник (с.а.с.) определил мотивом для развода не содержание жены.

6. Если муж отказывается расходовать средства на жену, будучи состоятельным, а ей невозможно получить его средства каким-нибудь образом, то она может просить о разводе с ним и судья должен немедленно, без промедления, вынести решение о её разводе, т. к. Посланник (с.а.с.) говорит:

اِمْرَأَتُكَ مِمَّنْ تَعُولُ تَقُولُ أَطْعِمْنِي وَإِلاَّ فَارِقْنِي

«Твоя жена из числа тех, кого ты должен содержать и она говорит тебе: «Корми меня или оставь меня»» , передал ад-Даракъутни и Ахмад. Также Умар предписал мужчинам, которые покидают своих жён, чтобы они расходовали средства на их содержание или разводились с ними. Сподвижники Пророка (с.а.с.) знали об этом положении, и не выражали порицание Умару. Это было их единогласным признанием данного положения.

7. Если между супругами возник конфликт и раздор, жена вправе просить развод. В таком случае судья должен назначить двух людей, одного со стороны жены, а другого со стороны мужа, в качестве судей. Этот семейный совет выслушивает жалобы обеих сторон и прилагает свои усилия для их примирения. Если не удаётся примирить их, то этот совет разлучает их друг с другом таким образом, как он считает необходимым в свете своего разбирательства. Всевышний Аллах сказал:

وَإِنۡ خِفۡتُمۡ شِقَاقَ بَيۡنِهِمَا فَ ٱ بۡعَثُواْ حَكَمٗا مِّنۡ أَهۡلِهِ ۦ وَحَكَمٗا مِّنۡ أَهۡلِهَآ إِن يُرِيدَآ إِصۡلَٰحٗا يُوَفِّقِ ٱ للَّهُ بَيۡنَهُمَآۗ

«А если вы опасаетесь, что между двоими может произойти разрыв, назначьте судью из его людей и судью из её людей. Если обе стороны желают согласия, то Аллах восстановит лад между ними» (4:35).

В этих случаях шариат предоставил женщине право на то, чтобы развестись с мужем, как в первом положении, и требовать развода с ним, как это было указано, в остальных положениях. Реальная действительность этих положений показывает, что шариат обратил внимание на то, что женщина в этой супружеской жизни является подругой мужа и, что каждое беспокойство и злоба, которые случаются в доме, постигают её, как и постигают мужа. Следовательно, является необходимым обеспечить ей возможность освободиться от тяжкой жизни, которая постигает её в доме, путём расторжения брачного договора с её стороны. Поэтому законодатель не оставил её вынужденной жить с мужем, когда жизнь и супружеское благополучие становятся невозможным и разрешил ей расторгнуть брак.

Этим самым становится ясным, что Аллах определил право развода мужчине, т. к. он является главой для своей жены и ответственным за дом, и определил для женщины право расторжения брака, чтобы она не была несчастной в своём замужестве и дом, который является местом благополучия, и успокоения, не стал для неё местом страдания и беспокойства.

Что касается мотива (и́ллят) законности развода, то мы уже сказали, что шариатские тексты не указали мотивацию развода и, следовательно, он не имеет мотива. Однако представляется возможным разъяснить реальную действительность издания закона о разводе, разъяснить форму, в которой появилась его законность относительно брака и разъяснить то, что является его результатом. Реальная действительность брака указывает на то, что он существует ради создания семьи и полного предоставления ей благополучия. Если в этой супружеской жизни происходит то, что угрожает этому благополучию и положение доходит до такой степени, в которой уже совместная жизнь становится невозможной, необходимо, чтобы был путь, которым воспользуются супруги для того, чтобы разойтись друг с другом. Они не должны быть вынужденными остаться против своей воли в этой связи или против воли одного из них. Аллах издал закон о разводе. Он сказал:

ٱ لطَّلَٰقُ مَرَّتَانِۖ فَإِمۡسَاكُۢ بِمَعۡرُوفٍ أَوۡ تَسۡرِيحُۢ بِإِحۡسَٰنٖۗ

«Развод допускается дважды, после чего надо либо удержать жену на разумных условиях, либо отпустить ее по-доброму» (2:229), для того, чтобы в доме не пребывало страдание и, чтобы среди людей продолжало оставаться счастье и благополучие супружеской жизни. Если жизнь супругов друг с другом стала трудной из-за несоответствия их характеров или из-за неожиданно произошедшего случая, который испортил их жизнь, то им предоставляется шанс для того, чтобы каждый из них поработал над образованием супружеского благополучия друг с другом. Однако Ислам не определил только недовольство и отвращение причиной для развода. Он велел супругам жить в дружбе подобру и побудил к перенесению неприязни, т. к. возможно, что в этом имеется добро. Аллах сказал:

وَعَاشِرُوهُنَّ بِ ٱ لۡمَعۡرُوفِۚ فَإِن كَرِهۡتُمُوهُن َّ فَعَسَىٰٓ أَن تَكۡرَهُواْ شَيۡ‍ٔٗا وَيَجۡعَلَ ٱ للَّهُ فِيهِ خَيۡرٗا كَثِيرٗا

«И обходитесь с ними по-доброму. Если же ненавистны они вам, то возможно, что не возлюбили вы то, во что Аллах поместил обильное благо» (4:19).

Ислам велел мужчинам использовать средства для уменьшения пыла непокорности своих жён. Аллах сказал:

وَ ٱ لَّٰتِي تَخَافُونَ نُشُوزَهُنَّ فَعِظُوهُنَّ وَ ٱ هۡجُرُوهُنَّ فِي ٱ لۡمَضَاجِعِ وَ ٱ ضۡرِبُوهُنَّۖ

«А что до тех, непослушание которых вы опасаетесь, то увещевайте их, и не делите с ними ложе, и побивайте их» (4:34).

Таким образом, Ислам приказал принимать все мягкие и более жесткие способы, для разрешения проблем, которые случаются между мужем и женой, чтобы препятствовать этим самым их разводу. В случае, когда не помогла дружба подобру, и другие жёсткие средства, а ненависть, недовольство и непокорность перешли в конфликт и раздоры, то, несмотря на остроту кризиса между супругами, Ислам не определил развод следующим шагом. Он велел, чтобы в дело супругов вмешались близкие люди со стороны мужа и жены, и они вновь попытались исправить своё положение. Аллах сказал:

وَإِنۡ خِفۡتُمۡ شِقَاقَ بَيۡنِهِمَا فَ ٱ بۡعَثُواْ حَكَمٗا مِّنۡ أَهۡلِهِ ۦ وَحَكَمٗا مِّنۡ أَهۡلِهَآ إِن يُرِيدَآ إِصۡلَٰحٗا يُوَفِّقِ ٱ للَّهُ بَيۡنَهُمَآۗ إِنَّ ٱ للَّهَ كَانَ عَلِيمًا خَبِيرٗا ٣٥

«А если вы опасаетесь. Что между двоими может произойти разрыв, назначьте судью из его людей и судью из её людей. Если обе стороны желают согласия, то Аллах восстановит лад между ними. Воистину, Аллах   — всегда Знающий, Ведающий» (4:35), если и этим близким людям не удаётся примирить супругов, то уже нет возможности для сохранения супружеской жизни между ними после всех этих попыток. Поскольку их психологическая проблема является разрешимой лишь путём разъединения между ними. Следовательно, необходим развод и может быть они смогут найти супружеское благополучие или возможно, что их проблема решиться этим разводом. Аллах сказал:

وَإِن يَتَفَرَّقَا يُغۡنِ ٱ للَّهُ كُلّٗا مِّن سَعَتِهِ ۦۚ وَكَانَ ٱ للَّهُ وَٰسِعًا حَكِيمٗا ١٣٠

«И если расстанутся они, Аллах сделает их свободными от нужды обилием Своим. И Аллах   — всегда Обильно-дающий, Мудрый» (4:130).

Однако и в этом разводе сохраняется возможность для супругов, и он не является окончательной разлукой между ними. У них есть право вернуться друг к другу в первый и во второй раз. Поскольку возможно, что случившийся между ними первый или второй развод возбудит в них новое желание возобновить совместную супружескую жизнь во второй раз, после первого развода и в третий раз, после второго развода. Отсюда мы находим, что шариат установил трёхкратный развод и Аллах сказал:

ٱ لطَّلَٰقُ مَرَّتَانِۖ فَإِمۡسَاكُۢ بِمَعۡرُوفٍ أَوۡ تَسۡرِيحُۢ بِإِحۡسَٰنٖۗ

«Развод допускается дважды, после чего надо либо удержать жену на разумных условиях, либо отпустить ее по-доброму» (2:229). Таким образом, Он даёт каждому из них возможность обратиться к самому себе, обратиться к богобоязненности, которая концентрируется в сердце, возможно, они попытаются восстановить свою супружескую жизнь ещё раз, и достигнут супружеского благополучия или спокойствия и мира, которых они не достигли прежде. Отсюда мы видим, что Ислам разрешил мужу вернуть жену к себе после первого и второго развода, как и установил то, что способствует обращению каждого из них к самому себе, способствует переосмыслению случившегося положения и рассмотрению его с большей серьёзностью, нежели раньше, тогда, как определил срок идды после развода в три менструальных цикла, что примерно составляет три месяца, или рождение ребёнка. Ислам обязал мужа этой разведённой жены предоставить ей жильё и расходовать средства на её содержание на протяжении срока её идды, запретив ему выселять её, пока не завершится её идда, и это с целью очищения и примирения их сердец, а также с целью предоставления им возможности, чтобы вернуться друг к другу и начать новую чистую жизнь. В этом отношении Ислам дал ясные указания Корана, в котором Аллах сказал:

وَإِذَا طَلَّقۡتُمُ ٱ لنِّسَآءَ فَبَلَغۡنَ أَجَلَهُنَّ فَأَمۡسِكُوهُنَّ بِمَعۡرُوفٍ أَوۡ سَرِّحُوهُنَّ بِمَعۡرُوفٖۚ وَلَا تُمۡسِكُوهُنَّ ضِرَارٗا لِّتَعۡتَدُواْۚ وَمَن يَفۡعَلۡ ذَٰلِكَ فَقَدۡ ظَلَمَ نَفۡسَهُ ۥۚ

«Если вы развелись с вашими женами, и они выждали положенный им срок, то либо удержите их на разумных условиях, либо отпустите их на разумных условиях. Но не удерживайте их, чтобы навредить им и преступить границы дозволенного. А кто поступит так, тот поступит несправедливо по отношению к самому себе» (2:231). Если эти меры не повлияли или повлияли после первого и второго развода, и уже, несмотря на всё это произошёл третий развод, то вопрос становится глубже и более сложным, и тогда уже нет пользы возвращаться друг к другу, не говоря уже о сохранности брака. Становится необходимым полностью разойтись и начать другую жизнь, не пытаясь возобновить предыдущую жизнь с её неудачным опытом до тех пор, пока не начата другая жизнь. Поэтому третий развод определён окончательным. Аллах сказал:

فَإِن طَلَّقَهَا فَلَا تَحِلُّ لَهُ ۥ مِنۢ بَعۡدُ حَتَّىٰ تَنكِحَ زَوۡجًا غَيۡرَهُ ۥۗ

«Итак, если он разводится с ней (в третий раз), после этого не дозволена она ему по закону, пока не выйдет замуж за другого» (2:230). Мужу абсолютно запрещено вновь возвращать свою жену после третьего развода, пока она не выйдет замуж за другого мужчину и он не вступит с ней в свои супружеские права, чтобы она вполне испытала супружескую жизнь. Если в этой второй супружеской жизни со вторым мужем она не найдёт мир и спокойствие, и у неё с ним случится развод, то тогда у неё будет возможность вернуться к супружеской жизни с первым мужем, т. к. она уже во второй раз испытала супружескую жизнь со вторым мужем и сравнила их друг с другом. И когда она будет выбирать возврат к первому мужу, она будет выбирать сознательно. Отсюда мы находим, что Законодатель разрешил ей, после того, как она вышла замуж за другого и развелась с ним, вернуться к первому мужу, который трижды развёлся с ней. Аллах сказал:

فَإِن طَلَّقَهَا فَلَا تَحِلُّ لَهُ ۥ مِنۢ بَعۡدُ حَتَّىٰ تَنكِحَ زَوۡجًا غَيۡرَهُ ۥۗ

«Итак, если он разводится с ней (в третий раз), после этого не дозволена она ему по закону, пока не выйдет замуж за другого» (2:230). Сразу же после чего Аллах сказал:

فَإِن طَلَّقَهَا

«И если тот разведется с ней» , т. е. второй муж, не первый, тогда:

فَلَا جُنَاحَ عَلَيۡهِمَآ

«То они не совершат греха» , т. е. первый муж, и второй раз разведенная жена:

أَن يَتَرَاجَعَآ

«Если воссоединятся» , т. е. каждый из них вернется друг к другу по средствам нового брачного договора.

Это то, на что указывает форма закона о разводе, с которой видно, какая великая мудрость и внимательный взгляд на социальную жизнь для обеспечения её благополучия имеются в издании этого закона, в методе его издания и в образе его исполнения. Когда теряется это благополучие и не остаётся надежда на её возвращение, то супругам следует разойтись. Поэтому Аллах издал закон о разводе, таким образом, как мы разъяснили его.