Файлы для скачивания:

  1. 2011_03_06_actual_1_AR.docx
  2. 2011_03_06_actual_1_RU.docx
  3. 2011_03_06_actual_1_UA.docx

Ответ на вопрос

Взимается ли джизья с огнепоклонников?

Вопрос:

В хадисе об огнепоклонниках приводится, что как-то Умар ибн аль-Хаттаб, упомянув огнепоклонников, сказал:

مَا أَدْرِي كَيْفَ أَصْنَعُ فِي أَمْرِهِمْ

«Как же поступить с ними (огнепоклонниками)?».

На что Абдуррахман ибн Ауф сказал:

أَشْهَدُ لَسَمِعْتُ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَقُولُ سُنُّوا بِهِمْ سُنَّةَ أَهْلِ الْكِتَابِ

«Я слышал, как Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Поступайте с ними так же, как с людьми Писания» (Имам Малик в книге «Муватта»).

Учёные истолковали это как взимание джизьи с огнепоклонников в обмен на сохранение их жизней подобно тому, как это делается в отношении людей Писания. Однако также упоминается следующее добавление:

غَيْرَ نَاكِحِي نِسَائِهِمْ وَلَا آكِلِي ذَبَائِحِهِمْ

«но при этом не берутся замуж их женщины и не употребляется в пищу мясо заколотых ими животных» .

Отсюда у меня вопрос: достоверно ли это добавление в хадисе, или это чей-то иджтихад и понимание хадиса?

Ответ:

Да, действительно, имеется ряд хадисов, в которых нет этого добавления. Я приведу некоторые из них:

— Передаётся от Джафара ибн Мухаммада ибн Али, а он — от своего отца, что Умар ибн аль-Хаттаб, упомянув огнепоклонников, сказал:

مَا أَدْرِي كَيْفَ أَصْنَعُ فِي أَمْرِهِمْ

«Я не знаю, как же поступить с ними (огнепоклонниками)».

На что Абдуррахман ибн Ауф сказал:

أَشْهَدُ لَسَمِعْتُ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَقُولُ سُنُّوا بِهِمْ سُنَّةَ أَهْلِ الْكِتَابِ

«Я слышал, как Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Поступайте с ними так же, как с людьми Писания» (Имам Малик в книге «Муватта»).

— Передаётся от Джафара, а он — от своего отца: «Когда Умар сидел между могилой и минбаром, то сказал следующее:

مَا أَدْرِي كَيْفَ أَصْنَعُ بِالْمَجُوسِ وَلَيْسُوا بِأَهْلِ كِتَابٍ

«Я не знаю, как же поступить с огнепоклонниками, ведь они — не люди Писания».

На что Абдуррахман ибн Ауф сказал:

سَمِعْتُ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَقُولُ سُنُّوا بِهِمْ سُنَّةَ أَهْلِ الْكِتَابِ

«Я слышал, как Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Поступайте с ними так же, как с людьми Писания» (Ибн Абу Шайба).

— В другой версии Ибн Абу Шайбы, где стоял вопрос о джизье от огнепоклонников, говорится: «Нам рассказал Ваки, который сказал: «Нам рассказал Суфьян и Малик ибн Анас от Джафара, а он — от своего отца, что Умар ибн аль-Хаттаб советовался с людьми относительно огнепоклонников и джизьи. И тогда Абдуррахман ибн Ауф сказал:

سَمِعْتُ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَقُولُ سُنُّوا بِهِمْ سُنَّةَ أَهْلِ الْكِتَابِ

«Я слышал, как Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Поступайте с ними так же, как с людьми Писания» .

Это говорит о том, что предметом обсуждения было взимание джизьи с огнепоклонников. Следовательно, закон о взимании джизьи с людей Писания касается и взимания джизьи с огнепоклонников. Но при этом схожесть огнепоклонников с людьми Писания ограничивается лишь в этом, т.е. в других вопросах, таких как женитьба на их женщинах и употребление в пищу мяса заколотых ими животных, они несхожи.

— Приводит Байхакый: «Нам рассказал Абу Бакр, Абу Закария и Абу Саид: «Нам рассказал Абу аль-Аббас: «Нам сообщил ар-Рабиа: «Нам сообщил аш-Шафии: «Нам сообщил Малик от Джафара ибн Мухаммада, а он — от своего отца, что Умар ибн аль-Хаттаб, упомянув огнепоклонников, сказал:

مَا أَدْرِي كَيْفَ أَصْنَعُ فِي أَمْرِهِمْ

«Я не знаю, как же поступить с ними (огнепоклонниками)».

На что Абдуррахман ибн Ауф сказал:

أَشْهَدُ لَسَمِعْتُ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَقُولُ سُنُّوا بِهِمْ سُنَّةَ أَهْلِ الْكِتَابِ

«Я слышал, как Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Поступайте с ними так же, как с людьми Писания» .

Шафии относительно нашей версии от Абу Саида сказал: «Если эта версия достоверна, то речь идёт лишь о взимании джизьи с огнепоклонников, но ни о женитьбе на их женщинах и употреблении в пищу мяса животных, заколотых ими» .

Теперь я приведу хадисы, в которых имеется упомянутое в вопросе добавление:

— Передаётся от аль-Хасана ибн Мухаммада:

كَتَبَ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ إِلَى مَجُوسِ هَجَرَ يَسْأَلُهُمُ الْإِسْلَامَ فَمَنْ أَسْلَمَ قُبِلَ مِنْهُ إِسْلَامُهُ وَمَنْ أَبَى أُخِذَتْ مِنْهُ الْجِزْيَةُ غَيْرَ نَاكِحِي نِسَائِهِمْ وَلَا آكِلِي ذَبَائِحِهِمْ

«Посланник Аллаха (с.а.с.) написал огнепоклонникам, населявшим Хаджар, послание с предложением принять Ислам, упомянув, что от принявших Ислам это будет принято, а кто отвернётся, то с него будет взиматься джизья, но при этом не будут браться замуж их женщины и не будет употребляться в пищу мясо заколотых ими животных» (Ибн Абу Шайба).

— Аль-Хайсами в своей книге «Бугъяту аль-бахис ан заваиди муснади аль -харис» упомянул похожий хадис: «Нам рассказал Абдуль-Азиз ибн Абан: «Нам рассказал Суфьян от Кайса ибн Муслима, а он — от аль-Хасана ибн Мухаммада ибн Али ибн Абу Талиба, который сказал:

كَتَبَ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ إِلَى مَجُوسِ هَجَرَ يَسْأَلُهُمُ الْإِسْلَامَ فَمَنْ أَسْلَمَ قُبِلَ مِنْهُ إِسْلَامُهُ وَمَنْ أَبَى أُخِذَتْ مِنْهُ الْجِزْيَةُ غَيْرَ نَاكِحِي نِسَائِهِمْ وَلَا آكِلِي ذَبَائِحِهِمْ

«Посланник Аллаха (с.а.с.) написал огнепоклонникам, населявшим Хаджар, послание с предложением принять Ислам, упомянув, что от принявших Ислам это будет принято, а кто отвернётся, то с него будет взиматься джизья, но при этом не будут браться замуж их женщины и не будет употребляться в пищу мясо заколотых ими животных» .

1 Рабиъ ус-сани 1432 г.х.

06.03.2011 г.