Файлы для скачивания:

  1. 2019_09_21_FB_Jawab_AR.pdf
  2. 2019_09_21_FB_Jawab_RU.docx
  3. 2019_09_21_FB_Jawab_UA.docx

Серия ответов учёного Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты, амира Хизб ут-Тахрир, на вопросы, заданные на его странице в «Фейсбуке» на тему «Фикх»

Ответ на вопрос

от Зияда Вальвиля, kamel A . j . Saleh , Fozi Ibrahem Alshouha

Обращение с таляб ан-ну c ра к обладателям силы

Первый вопрос:

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху, дорогой шейх! Мой вопрос касается таляб ан-нусра (обращения за помощью): в нескольких местах Хизб упоминал, что когда мекканское общество застыло перед призывом Пророка (с.а.с.), то он (с.а.с.) обратился с таляб ан-нусра к другим племенам.

Вот здесь у меня возникают сложности в понимании. Я много читал изданий, как Хизба, так и других, касательно того, что Пророк (с.а.с.) предлагал многобожникам принять Ислам. Отсюда возник ряд вопросов: он (с.а.с.) сначала призывал их оказать ему помощь, или же сначала призывал принять Ислам? Или сначала призывал к Исламу, а потом уже к оказанию помощи религии Ислам? Также, если предположить, что лидеры племён приняли Ислам, означает ли это, что они готовы жертвовать? Возможно ли, что Пророк (с.а.с.) мог отвергнуть их Ислам?

Второй вопрос:

Позвольте спросить: обращался ли Посланник Аллаха (с.а.с.) с таляб ан-нусра к неверным? Или же от них сначала требовалось принятие Ислама? Можно ли обращаться с таляб ан-нусра к неверным?

Возможно, мой вопрос будет для Вас непонятен, поэтому перефразирую его: обращался ли Посланник (с.а.с.) с таляб ан-нусра к неверным, когда они продолжали оставаться на своём неверии, или же им ставилось условие принять Ислам до того, как они начнут оказывать помощь? Или же целью является оказание помощи, и не важно, принял обладатель силы Ислам или нет?

Третий вопрос:

Приказал ли Аллах Своему Посланнику (с.а.с.) отправиться в Таиф и к другим арабским племенам, чтобы обратиться к ним с таляб ан-нусра? Или приказ касался лишь таляб ан-нусра, а племена выбирал сам Посланник (с.а.с.)? Были ли те, к кому Посланник (с.а.с.) обращался с таляб ан-нусра, политическими лидерами, за которыми стояла определённая сила? Или же они были военачальниками? Другими словами, он (с.а.с.) обращался с таляб ан-нусра из-за того, что они были политическим кругом, или из-за того, что они были военачальниками?

Ответ:

Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху.

Ваши вопросы схожи, поэтому мы совместили их в своём ответе.

1) Посланник Аллаха (с.а.с.) совершал те или иные действия, основываясь на Откровении. Об этом было разъяснено в книге «Исламская личность», 3 том, глава «Действия Посланника (с.а.с.)»: «Действия Посланника (с.а.с.) делятся на три категории: …

3) Действия, не относящиеся к природе Посланника (с.а.с.) как человека и не относящиеся к его индивидуальным особенностям как Посланника. Но сюда относятся все оставшиеся его (с.а.с.) действия. Нет сомнений в том, что нам велено подражать Посланнику (с.а.с.) в этих оставшихся. Нет сомнений в том, что такие его действия относятся к шариатским доказательствам так же, как его слова и молчаливое согласие (такрир). Следовательно, для нас является ваджибом выполнять его действия, т.к. это — действия Посланника (с.а.с.), ведь Аллах сказал:

لَقَدْ كَانَ لَكُمْ فِي رَسُولِ اللَّهِ أُسْوَةٌ حَسَنَةٌ

«В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас» (33:21),

إِنْ أَتَّبِعُ إِلَّا مَا يُوحَىٰ إِلَيَّ

«Я следую только тому, что внушается мне в откровении» (46:9),

قُلْ إِنَّمَا أَتَّبِعُ مَا يُوحَىٰ إِلَيَّ مِن رَّبِّي ۚ

«Скажи: «Я следую только за тем, что внушается мне в откровении от моего Господа» (7:203).

Данные тексты охватывают все действия, слова и молчаливое согласие Мухаммада (с.а.с.) как Посланника. Таким образом, следовать за Посланником (с.а.с.) в тех действиях, которые не относятся к врождённым и его индивидуальным особенностям как Пророка, являются ваджибом для каждого мусульманина. Причина этого заключается в том, что совершённые им действия в качестве Посланника исходят из Божественного откровения. Однако обязательность следования Посланнику (с.а.с) не означает, что все его действия относятся к категории ваджиб. Следование должно быть в соответствии с хукмом каждого действия. Если то или иное действие относится к хукму ваджиб, то его выполнение так же будет ваджибом. Если действие относится к хукму мандуб, то его выполнение — мандуб. Если действие мубах, то его выполнение — мубах. Поэтому является ваджибом следовать в соответствии с хукмом каждого действия. В качестве примера можно привести следование приказам Посланника (с.а.с). Всевышний сказал:

فَلْيَحْذَرِ الَّذِينَ يُخَالِفُونَ عَنْ أَمْرِهِ أَن تُصِيبَهُمْ فِتْنَةٌ أَوْ يُصِيبَهُمْ عَذَابٌ أَلِيمٌ

«Пусть же остерегаются те, которые противятся его воле, как бы их не постигло искушение или не постигли их мучительные страдания» (24:63).

Данный аят указывает на обязательность подчиняться Посланнику (с.а.с.) в том, что он (с.а.с.) приказал, но при этом аят не указывает на то, что все его приказы относятся к категории ваджиб. Выполнение того или иного приказа должно быть с учётом его хукма. Если его (с.а.с.) приказ указывает на хукм ваджиб, то выполнять его будет ваджибом. Если его приказ указывает на хукм мандуб, то и выполнение будет мандубом. Если его приказ указывает на хукм мубах, то и выполнение будет мубахом.

Таким образом, само следование Посланнику (с.а.с.), его действиям является ваджибом, однако совершение их должно происходить с учётом их хукмов …» (конец цитаты).

2) На десятом году пророчества, т.е. в конце этапа взаимодействия с мекканским обществом, Посланник Аллаха (с.а.с.) начинает обращаться с таляб ун-нусра к различным арабским племенам, и это при том, что на тот момент вражда к нему (с.а.с.) ещё больше усилилась. В книге «Ую́н аль-аса́р фи фуну́н аль-мага́зи́ ва аш-шама́или ва ас-сияр», автор Ибн Саййид ан-Нас, говорится:

عَنْ قَتَادَةَ قَالَ تُوُفِّيَتْ خَدِيجَةُ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهَا بِمَكَّةَ قَبْلَ الْهِجْرَةِ بِثَلَاثِ سِنِينَ وَهِيَ أَوَّلُ مَنْ آمَنَ بِالنَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ... ثُمَّ إِنَّ خَدِيجَةَ بِنْتَ خُوَيْلِدٍ وَأَبَا طَالِبٍ مَاتَا فِي عَامٍ وَاحِدٍ فَتَتَابَعَتْ عَلَى رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ مُصِيبَتَانِ وَفَاةُ خَدِيجَةَ وَأَبِي طَالِبٍ وَكَانَتْ خَدِيجَةُ وَزِيرَةَ صِدْقٍ عَلَى الْإِسْلَامِ وَكَانَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَسْكُنُ إِلَيْهَا قَالَ وَقَالَ زِيَادٌ الْبَكَّائِيُّ عَنِ ابْنِ إِسْحَاقَ إِنَّ خَدِيجَةَ وَأَبَا طَالِبٍ تُوُفِّيَا فِي عَامٍ وَاحِدٍ وَكَانَ ذَلِكَ بَعْدَ عَشْرِ سِنِينَ مَضَيْنَ مِنْ مَبْعَثِ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَبْلَ مُهَاجِرِهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ إِلَى الْمَدِينَةِ بِثَلَاثِ سِنِينَ وَذَكَرَ ابْنُ قُتَيْبَةَ أَنَّ خَدِيجَةَ تُوُفِّيَتْ بَعْدَ أَبِي طَالِبٍ بِثَلَاثَةِ أَيَّامٍ وَذَكَرَ الْبَيْهَقِيُّ نَحْوَهُ

«... Передаётся от Катады: «Хадиджа скончалась в Мекке за три года до Хиджры. Она была первой, кто уверовал в Пророка (с.а.с.) … Хадиджа бинт Хувайлид и Абу Талиб умерли в один год. Другими словами, (в одном году) Посланника Аллаха (с.а.с.) постигли две утраты: смерть Хадиджи и смерть Абу Талиба. Хадиджа была верным помощником в Исламе и утешением для Пророка (с.а.с.). (Катада продолжил): «Передал Зияд аль-Баккаий от Ибн Исхака: «Хадиджа и Абу Талиб умерли в один год. То есть, это произошло после десятого года пророчества и за три года до Хиджры в Медину». Также Ибн Кутайба передал, что Хадиджа умерла через три дня после смерти Абу Талиба. Аль-Байхаки упомянул то же самое» .

Передаётся от аль-Ва́киди:

تُوُفِّيَتْ خَدِيجَةُ قَبْلَ أَبِي طَالِبٍ بِخَمْسٍ وَثَلَاثِينَ لَيْلَةً وَقِيلَ غَيْرُ ذَلِكَ فَلَمَّا هَلَكَ أَبُو طَالِبٍ نَالَتْ قُرَيْشٌ مِنْ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ مِنَ الْأَذَى مَا لَمْ تَكُنْ تَطْمَعُ فِيهِ فِي حَيَاةِ أَبِي طَالِبٍ حَتَّى اعْتَرَضَهُ سَفِيهٌ مِنْ سُفَهَاءِ قُرَيْشٍ فَنَثَرَ عَلَى رَأْسِهِ تُرَابًا فَدَخَلَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ بَيْتَهُ وَالتُّرَابُ عَلَى رَأْسِهِ فَقَامَتْ إِلَيْهِ إِحْدَى بَنَاتِهِ فَجَعَلَتْ تَغْسِلُ عَنْهُ التُّرَابَ وَهِيَ تَبْكِي وَرَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَقُولُ لَا تَبْكِ يَا بُنَيَّةُ فَإِنَّ اللَّهَ مَانِعٌ أَبَاكِ وَيَقُولُ بَيْنَ ذَلِكَ مَا نَالَتْ مِنِّي قُرَيْشٌ شَيْئاً أَكْرَهُهُ حَتَّى مَاتَ أَبُو طَالِبٍ

«Хадиджа умерла перед Абу Талибом за тридцать пять дней, хотя имеется и другая версия. Когда скончался Абу Талиб, курайшиты с ещё большей жестокостью стали причинять страдания Пророку (с.а.с.), чего они не могли себе позволить при жизни Абу Талиба. Как-то один из глупцов курайшитов насыпал землю на голову Посланника Аллаха (с.а.с.). После этого Посланник Аллаха (с.а.с.) пришёл в дом Абу Талиба, и вся его голова была в земле. Тогда одна из его дочерей подошла и со слезами стала смывать землю, на что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал ей: «Не плачь, дочка, Аллах непременно защитит твоего отца!» . Также он (с.а.с.) сказал: «Курайшиты не могли причинить мне ничего дурного, пока не умер Абу Талиб» (конец цитаты).

3) В эти трудные моменты Аллах благословляет Своего Посланника (с.а.с.) двумя вещами: совершением Исра и Мирадж и обращением с таляб ан-нусра к обладателям силы, чтобы те предоставили защиту призыву и установили Государство Ислама.

Тему Исра и Мирадж мы не будем затрагивать, а остановимся на таляб ан-нусра. Впервые обращение с таляб ан-нусра произошло в Таифе, однако лидеры этой местности не только отказали Посланнику (с.а.с.), но и натравили на него своих полоумных. Несмотря на это, Посланник (с.а.с.) продолжил обращаться с таляб ан-нусра.

С таляб ан-нусра Посланник Аллаха (с.а.с.) обращался к обладателям силы, т.е. к главам больших и сильных племён. Прежде чем просить у них помощи, он (с.а.с.) призывал их принять Ислам, и если те соглашались, то он обращался к ним с просьбой о помощи в установлении государства, которое будет править законами Шариата и вести джихад на пути Аллаха. Однако некоторые главы племён выдвигали свои условия: правление должно перейти в их руки после смерти Посланника (с.а.с.). Другие говорили, что будут сражаться лишь с арабами, но не с персами. В качестве примера приведу ряд сообщений о происходящем в те времена:

— В своей книге «Ас-Сирату ан-набавийя» Ибн Касир пишет: «Приводит Абу Нуайм аль-Исфахани от Абдуллаха ибн аль-Аджляха и Яхьи ибн Саида аль-Умави, а они — от Мухаммада ибн ас-Саиба аль-Кяльби, а он — от Абу Салиха, а он — от Ибн Аббаса: «Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал мне следующее:

لَا أَرَى لِي عِنْدَكَ وَلَا عِنْدَ أَخِيكَ مَنَعَةً فَهَلْ أَنْتَ مُخْرِجِي إِلَى السُّوقِ غَداً حَتَّى نَقِرَّ فِي مَنَازِلَ قَبَائِلِ النَّاسِ

«Я не вижу в тебе и в твоём брате возможности защищать меня. Выведешь ли ты меня завтра на ярмарку? Там мы пойдём в жилища людей» .

Этими жилищами были места, где собираются арабы». (Ибн Аббас продолжил): «Я сказал: «Это племя Кинда и его стоянка. Племя Кинда — самое лучшее среди тех, кто приехал из Йемена для паломничества. Вот это — жилище Бакра ибн Ваиля, а это — жилище Бану Амира ибн Саъсаъ. Выбирай!». (Аббас продолжил): «Посланник Аллаха (с.а.с.) начал с племени Кинда. (Подойдя к ним, он (с.а.с.)) спросил:

مِمَّنِ الْقَوْمِ

«Из какого народа вы будете?» .

На что они сказали: «(Мы) из числа жителей Йемена», — на что он (с.а.с.) снова спросил:

مِنْ أَيِّ الْيَمَنِ

«Из какого народа Йемена?» .

Они сказали: «Из Кинда!». Тогда он (с.а.с.) опять спросил:

مِنْ أَيِّ كِنْدَةَ

«Из какого именно рода Кинда?» .

На что они сказали: «Из племени Бану Амр ибн Муавия», — на что он (с.а.с.) спросил:

فَهَلْ لَكُمْ إِلَى خَيْرٍ

«Не указать ли вам путь добра?» .

Они спросили: «И что же это?», — на что он (с.а.с.) сказал:

تَشْهَدُونَ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ وَتُقِيمُونَ الصَّلَاةَ وَتُؤْمِنُونَ بِمَا جَاءَ مِنْ عِنْدِ اللَّهِ

«Засвидетельствуйте, что нет бога, достойного поклонения, кроме Аллаха, выстаивайте намаз и уверуйте во всё, что пришло от Аллаха» .

Абдуллах ибн аль-Аджлях добавил: «Мне рассказал мой отец от старцев своего племени, что племя Кинда сказало Посланнику (с.а.с.): «Если ты одержишь победу, то оставишь ли нам власть после себя?» , — на что он (с.а.с.) сказал:

إِنَّ الْمُلْكَ لِلَّهِ يَجْعَلُهُ حَيْثُ يَشَاءُ

«Власть принадлежит Аллаху, и Он даёт её тому, кому пожелает!» .

На что они сказали: «У нас нет нужды в том, с чем ты пришёл».

В другом хадисе Али ибн Абу Талиба говорится: «... Затем мы подошли к другому собранию, на котором царило спокойствие и серьёзность. Абу Бакр вышел вперёд и поприветствовал их. Абу Бакр всегда проявлял инициативу в совершении благого. Он спросил: «Из какого народа вы будете?», — на что они сказали: «Из Бану Шайбан ибн Сааляби». Абу Бакр обернулся к Посланнику Аллаха (с.а.с.) и сказал: «Пусть мой отец и мать станут выкупом за тебя! Это самые благородные люди своего рода». В другой версии говорится: «После их решения у их народа не будет оправданий. Это лучшие представители своего народа, это лучшие из людей». Среди этих людей были Мафрук ибн Амр, Хани ибн Кабиса, Мусанна ибн Хариса, Нуман ибн Шарик».

Али продолжил: «Ближе всех к Абу Бакру сидел Мафрук ибн Амр, он был самым искусным и красноречивым оратором среди остальных, на его груди свисали две косы, поэтому Абу Бакру его спросил: «Какова ваша численность?» … Мафрук ответил: «Мы — самые суровые, когда в гневе встречаем (врага), и самые суровые во встрече, когда гневаемся … Похоже, что именно ты — брат курайшитов?». Абу Бакр ответил: «Если до вас дошла весть о Посланнике Аллаха (с.а.с.), то вот он сам». Мафрук спросил Посланника (с.а.с.): «К чему ты нас призываешь, о брат курайшитов?», — на что он (с.а.с.) ответил:

أَدْعُوكُمْ إِلَى شَهَادَةِ أَنَّ لا إِلَهَ إِلا اللَّهُ وَحْدَهُ لا شَرِيكَ لَهُ وأَنِّي عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ وَإِلَى أَنْ تُؤْوُونِي وَتَنْصُرُونِي فَإِنَّ قُرَيْشًا قَدْ تَظَاهَرَتْ عَلَى اللَّهِ وَكَذَّبْتَ رُسُلَهُ وَاسْتَغْنَتْ بِالْبَاطِلِ عَنِ الْحَقِّ وَاللَّهُ هُوَ الْغَنِيُّ الْحَمِيدُ

«Я призываю вас к свидетельству, что нет бога, достойного поклонения, кроме Аллаха, и нет у Него сотоварищей, а я — Его раб и Посланник. Призываю вас дать мне прибежище, оказать мне помощь; курайшиты противятся Аллаху, они сочли лжецом Его Посланника, посчитали достаточным довольствоваться ложью, нежели истиной. Однако Аллах — Самодостаточный и Достохвальный» .

Мафрук продолжил: «К чему ещё призываешь, о брат курайшитов?». Али сказал: «Клянусь Аллахом, затем я услышал речь не обитателей земли, ведь если это была их речь, то мы непременно узнали бы её. Посланник Аллаха (с.а.с.) процитировал следующее:

إِنَّ اللَّهَ يَأْمُرُ بِالْعَدْلِ وَالْإِحْسَانِ وَإِيتَاءِ ذِي الْقُرْبَىٰ وَيَنْهَىٰ عَنِ الْفَحْشَاءِ وَالْمُنكَرِ وَالْبَغْيِ ۚ يَعِظُكُمْ لَعَلَّكُمْ تَذَكَّرُونَ

«Аллах повелевает блюсти справедливость, делать добро и одаривать родственников. Он запрещает мерзости, предосудительные деяния и бесчинства. Он увещевает вас, — быть может, вы помяните назидание» (16:90).

Мафрук сказал: «Клянусь Аллахом, ты призываешь к благородному нраву, благим делам, а народ, который посчитал тебя лжецом и вышел против тебя, сами лжецы».

Затем Мафрук решил подключить к разговору Хани ибн Кабиса, сказав: «Это Хани, наш шейх и религиозный предводитель». Далее продолжил уже Хани: «… За нами есть люди, поэтому мы не считаем правильным заключение договоров, не согласовав их с теми, кто за нами. Мы вернёмся, и ты возвращайся». Затем Хани, как бы желая, чтобы Мусанна ибн Хариса присоединился к его словам, сказал следующее: «Это Мусанна, наш шейх и военный предводитель». Далее продолжил уже Мусанна (впоследствии он примет Ислам): «Я послушал твою речь, о брат курайшитов. Твоя речь мне понравилась, и я был удивлён тем, о чём ты говорил. Однако мой ответ такой же, как сказал Хани. Ведь прежде чем мы оставим свою религию и последуем за тобой только из-за одной встречи, нужно помнить, что мы живём между двумя водоёмами, один из них — в аль-Ямаме, другой — в ас-Саммаве». Посланник спросил:

مَا هَذَانِ الصُّرَيَّانِ؟

«Что это за два водоёма?» .

Мусанна ответил: «Возле одного из них берег и земли арабов, возле другого — земли персов и реки Хосроя. Мы поселились там по договору с Хосроем, в котором сказано, что мы не должны быть зачинщиками событий и не давать прибежища зачинщикам. По-видимому, дело, к которому ты нас призываешь, о брат курайшитов, ненавистно царям. В землях арабов прощают проступки и принимают оправдания. Что касается земель персов, то там не прощают проступков и не принимают оправданий. Поэтому если ты пожелаешь, чтобы мы дали тебе прибежище и оказали помощь, то мы это сделаем только против арабов» .

На это Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

مَا أَسَأْتُمْ فِي الرَّدِّ إِذْ أَفْصَحْتُمْ بِالصِّدْقِ، وَإِنَّ دِينَ اللَّهِ لَنْ يَنْصُرَهُ إِلا مَنْ حَاطَهُ مِنْ جَمِيعِ جَوَانِبِهِ

«Ваш ответ не был плохим, если вы говорили правду! Оказать помощь религии Аллаха сможет лишь тот, кто будет защищать её со всех сторон» (конец цитаты).

— В своей книге «Ас-Сирату ан-набавийя» Ибн Хишам говорит: «Мне рассказал аз-Зухри, что Пророк (с.а.с.) пришёл к Бану Амир ибн Саъсаъ, призвал их к Аллаху и предложил им себя (т.е. предложил своё дело). Один из них, по имени Байхара ибн Фирас, сказал: «Клянусь Аллахом, если бы я взял этого юношу, то при его помощи поглотил бы всех арабов». Затем он сказал: «Что ты скажешь, если мы присягнём твоему делу, а потом Аллах поможет тебе победить врагов? Будет ли нам после тебя власть?», — на что он (с.а.с.) сказал:

اَلْأَمْرُ لِلَّهِ يَضَعُهُ حَيْثُ يَشَاءُ

«Власть принадлежит Аллаху, и Он даёт её кому пожелает» .

На что Бахайра ибн Фирас сказал: «Мы будем подставлять свои шеи (под мечи) арабов из-за тебя, а когда Аллах даст тебе победу, власти нам не достанется?! Тогда нам нет нужды в твоём деле!» .

В конце всех этих событий ансары из Медины дали вторую присягу при Акабе, из которой ясно прослеживалось, что её дали те, кто долгое время провёл с Мусабом, обучаясь у него Исламу. После второй присяги при Акабе произошла Хиджра и установление государства. Для большей ясности приведу следующее:

— В «Ас-Сирату ан-набавийя», автор Ибн Хишам, «Хадаик уль-анвар» и других книгах по жизнеописанию Посланника (с.а.с.) приводится: «На тринадцатый год пророчества Мусаб ибн Умайр вместе с группой ансаров, принявших Ислам, и паломниками из их народа, которые пребывали в язычестве, отправился в паломничество в Мекку. Прибыв в Мекку, они договорились с Посланником (с.а.с.), что их встреча состоится при Акабе в середине дней ташрика. Аллах пожелал оказать им Своё почтение, оказать помощь Своему Пророку (с.а.с.), усилить Ислам и его последователей, унизить ширк и его последователей …

Кааб ибн Малик сказал: «Потом мы отправились в паломничество, т.к. договорились встретиться с Пророком (с.а.с.) в Акабе в середине дней ташрика. Когда мы закончили своё паломничество, настала ночь, в которую мы договорились встретиться с Посланником Аллаха (с.а.с.)».

Далее Кааб ибн Малик говорит: «Эту ночь мы легли вместе со своими родичами в нашей стоянке. Когда прошла треть ночи, мы отправились на встречу с Посланником Аллаха (с.а.с.). Мы пробирались тайно как куропатки, пока не собрались в ущелье у Акабы. Нас было 73 человека. Вместе с нами были 2 женщины … Мы собрались в ущелье и стали ждать Посланника Аллаха (с.а.с.) … После этого разговор начал Посланник Аллаха (с.а.с.); для начала он (с.а.с.) зачитал Коран, призвал к Аллаху и к Исламу, а потом сказал:

أُبَايِعُكُمْ عَلَى أَنْ تَمْنَعُونِي مِمَّا تَمْنَعُونَ مِنْهُ نِسَاءَكُمْ وَأَبْنَاءَكُمْ

«Я заключаю с вами договор о том, что вы будете защищать меня так же, как вы защищаете своих женщин и детей!» .

Тогда аль-Бара ибн Маарур взял Пророка (с.а.с.) за руку и сказал: «Да! Клянусь Тем, Кто послал тебя с истиной, мы будем защищать тебя от того, от чего защищаем дорогое для нас. Прими же от нас клятву, о Посланник Аллаха (с.а.с.). Клянусь Аллахом, мы — прирождённые воины, и это передаётся от поколения к поколению». Тут Абу Хайсям ибн ат-Тихан перебил аль-Бару, сказав: «О Посланник Аллаха (с.а.с.), у нас есть с евреями определённые договоры, которые нам придётся разорвать. Не получится ли так, что когда мы сделаем это, а Аллах дарует тебе победу, ты вернёшься к своему племени, а нас покинешь?», — на что Пророк (с.а.с.) улыбнулся и сказал:

بَلْ الدَّمَ الدَّمَ وَالْهَدْمَ الْهَدْمَ أَنَا مِنْكُمْ وَأَنْتُمْ مِنِّي أُحَارِبُ مَنْ حَارَبْتُمْ وَأُسَالِمُ مَنْ سَآلَمْتُمْ

«(Ваша) кровь — (это моя) кровь, убийство (кого-то из вас) — (это всё равно, что) убийство (меня самого), я — с вами, а вы — со мной, и я стану сражаться с теми, с кем станете сражаться вы, и жить в мире с теми, с кем заключите мир вы» .

Ибн Исхак сказал: «Мне рассказал Убада ибн аль-Валид ибн Убада ибн ас-Самит от своего отца аль-Валида, а он от своего отца Убады ибн ас-Самита, который был одним из старейшин:

بَايَعْنَا رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ بَيْعَةَ الْحَرْبِ عَلَى السَّمْعِ وَالطَّاعَةِ فِي عُسْرِنَا وَيُسْرِنَا وَمَنْشَطِنَا وَمَكْرَهِنَا وَأَثَرَةٍ عَلَيْنَا وَأَنْ لَا نُنَازِعَ الْأَمْرَ أَهْلَهُ وَأَنْ نَقُولَ بِالْحَقِّ أَيْنَمَا كُنَّا لَا نَخَافُ فِي اللَّهِ لَوْمَةَ لَائِمٍ

«Мы дали Посланнику Аллаха (с.а.с.) присягу войны, присягу на подчинение и послушание в беде и радости, в том, что нам нравится, и в том, что нам ненавистно, даже если нас будут обделять. Мы поклялись, что не будем оспаривать власть у её обладателей, мы будем говорить истину, где бы ни находились, и не бояться ради Аллаха порицания порицающих».

Убада ибн ас-Самит был одним из двенадцати старейшин (накибов), которые дали первую присягу при Акабе (женскую присягу)» (конец цитаты).

4) Так завершилась вторая присяга при Акабе, присяга на оказание помощи. Это случилось после того, как Ислам распространился в Медине. Затем была Хиджра и установление государства. Из всего произошедшего становится ясно, что Пророку (с.а.с.) было приказано свыше обращаться с таляб ан-нусра, начиная с десятого года пророчества. Другими словами, обращаться с таляб ан-нусра он (с.а.с.) начал за три года до первой присяги при Акабе, ведь вторая присяга была на тринадцатом году пророчества. Это значит, что касательно таляб ан-нусра ему (с.а.с.) было ниспослано Божественное откровение. Поэтому Посланник Аллаха (с.а.с.) начал искать обладателей силы среди племён и просить их оказать ему (с.а.с.) помощь. Именно поэтому, когда пришли новости из Медины от Мусаба ибн Умайра, а затем прибыло 73 мужчин и 2 женщины для второй присяги при Акабе, Посланник (с.а.с.) понял, что Медина готова предоставить ему помощь в установлении государства, в укреплении позиций Ислама и мусульман. Но вместе с этим, он (с.а.с.) переселился в Медину лишь после того, как Всевышний Аллах показал ему место его переселения и дозволил ему совершить Хиджру. Приводит Бухари:

قَالَ ابْنُ شِهَابٍ فَأَخْبَرَنِي عُرْوَةُ بْنُ الزُّبَيْرِ أَنَّ عَائِشَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهَا زَوْجَ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَتْ لَمْ أَعْقِلْ أَبَوَيَّ قَطُّ إِلَّا وَهُمَا يَدِينَانِ الدِّينَ وَلَمْ يَمُرَّ عَلَيْنَا يَوْمٌ إِلَّا يَأْتِينَا فِيهِ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ طَرَفَيِ النَّهَارِ بُكْرَةً وَعَشِيَّةً... فَقَالَ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ لِلْمُسْلِمِينَ إِنِّي أُرِيتُ دَارَ هِجْرَتِكُمْ ذَاتَ نَخْلٍ بَيْنَ لَابَتَيْنِ وَهُمَا الْحَرَّتَانِ فَهَاجَرَ مَنْ هَاجَرَ قِبَلَ الْمَدِينَةِ وَرَجَعَ عَامَّةُ مَنْ كَانَ هَاجَرَ بِأَرْضِ الْحَبَشَةِ إِلَى الْمَدِينَةِ وَتَجَهَّزَ أَبُو بَكْرٍ قِبَلَ الْمَدِينَةِ فَقَالَ لَهُ رَسُولُ اللَّهِ  صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ عَلَى رِسْلِكَ فَإِنِّي أَرْجُو أَنْ يُؤْذَنَ لِي فَقَالَ أَبُو بَكْرٍ وَهَلْ تَرْجُو ذَلِكَ بِأَبِي أَنْتَ قَالَ نَعَمْ ... قَالَ ابْنُ شِهَابٍ قَالَ عُرْوَةُ قَالَتْ عَائِشَةُ فَبَيْنَمَا نَحْنُ يَوْمًا جُلُوسٌ فِي بَيْتِ أَبِي بَكْرٍ فِي نَحْرِ الظَّهِيرَةِ قَالَ قَائِلٌ لِأَبِي بَكْرٍ هَذَا رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ مُتَقَنِّعًا فِي سَاعَةٍ لَمْ يَكُنْ يَأْتِينَا فِيهَا فَقَالَ أَبُو بَكْرٍ فِدَاءٌ لَهُ أَبِي وَأُمِّي وَاللَّهِ مَا جَاءَ بِهِ فِي هَذِهِ السَّاعَةِ إِلَّا أَمْرٌ قَالَتْ فَجَاءَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَاسْتَأْذَنَ فَأُذِنَ لَهُ فَدَخَلَ فَقَالَ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ لِأَبِي بَكْرٍ أَخْرِجْ مَنْ عِنْدَكَ فَقَالَ أَبُو بَكْرٍ إِنَّمَا هُمْ أَهْلُكَ بِأَبِي أَنْتَ يَا رَسُولَ اللَّهِ قَالَ فَإِنِّي قَدْ أُذِنَ لِي فِي الْخُرُوجِ فَقَالَ أَبُو بَكْرٍ الصَّحَابَةُ بِأَبِي أَنْتَ يَا رَسُولَ اللَّهِ قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ نَعَمْ

«Ибн Шихаб сказал: «Мне рассказал Урва ибн аз-Зубайр, что Аиша, жена Посланника (с.а.с.), сказала: «Сколько я помню своих родителей, они всегда исповедовали эту религию, и не было такого дня, когда Посланник Аллаха (с.а.с.) не заходил бы к нам утром и вечером … Он (с.а.с.) обратился к мусульманам: « Мне было показано место вашего переселения — это пальмовые сады между двух каменистых склонов ». То есть между двух каменистых местностей вулканического происхождения. В конечном итоге переселился в Медину тот, кто переселился. Большинство из тех, кто переселялся в Эфиопию, переселились в Медину в том числе. Абу Бакр так же приготовился к переселению в Медину, но Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал ему: «Подожди, я прошу, чтобы мне было дозволено» . Абу Бакр сказал: «Да будет мой отец выкупом за тебя, ты действительно ждёшь этого?». Он сказал: « Да »…».

Ибн Шихаб продолжил: «Урва рассказал, что Аиша сказала следующее: «В тот день мы сидели в доме Абу Бакра в жаркий полдень, и кто-то сказал Абу Бакру: «Посланник Аллаха (с.а.с.) идёт, прикрыв своё лицо». Он (с.а.с.) шёл в час, в который он прежде никогда к нам не приходил. Абу Бакр сказал: «Да будут мой отец и мать выкупом за него, идёт он в этот час только по делу!». Она продолжила: «Посланник Аллаха (с.а.с.) попросил разрешения, и ему позволили войти». Он (с.а.с.) сказал Абу Бакру: «Выведи всех, кто у тебя» . Абу Бакр сказал: «Да будет мой отец выкупом за тебя, здесь только твоя семья, о Посланник Аллаха!». Он сказал: « Мне дозволено уехать ». Абу Бакр сказал: «Да будет выкупом за тебя мой отец, о Посланник Аллаха, (мне разрешено) сопровождать?». Он ответил: « Да » …» .

Подводя итог:

● Посланник Аллаха (с.а.с.) начал обращаться с таляб ан-нусра только после того, как Аллах дал ему на это разрешение, т.е. после Откровения.

● Сначала он (с.а.с.) призывал неверующих принять Ислам, и только после принятия Ислама обращался к ним с таляб ан-нусра.

● Он (с.а.с.) обращался с таляб ан-нусра только к обладателям силы, поэтому он (с.а.с.) обращался к многочисленным, сильным племенам, а не к малочисленным. Он (с.а.с.) обращался с таляб ан-нусра к крупным и сильным городам, а не к маленьким поселениям арабов-бедуинов. Одним словом, он (с.а.с.) искал тех, на кого он мог опереться, кто мог оказать ему поддержку в установлении главенства законов Аллаха и в ведении джихада. Этот аспект хорошо был понятен тем, к кому он (с.а.с.) обращался за помощью, поэтому одни ставили условия в виде получения власти после него (с.а.с.), другие в виде того, что будут сражаться с арабами, но не с персами, и т.д.

Я надеюсь, что этим ответом смог внести достаточную ясность во все три вопроса, и всё же, Аллах знает лучше!

22 Мухаррама 1441 г.х.

21.09.2019 г.