Файлы для скачивания:

  1. 2021_03_28_hadis_32_AR.pdf
  2. 2021_03_28_hadis_32_RU.docx
  3. 2021_03_28_hadis_32_UA.docx

Тридцать второй хадис

Забота об общественной собственности

«Нам рассказал Абдуллах ибн Саид… от Ибн Аббаса (р.а.): «Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

اَلْمُسْلِمُونَ شُرَكَاءُ فِي ثَلَاثٍ فِي الْمَاءِ وَالْكَلَإِ وَالنَّارِ

«Мусульмане — совладельцы в трёх вещах: вода, пастбища и огонь» . [1] Также этот хадис приводит Абу Дауд. В другой версии от Ибн Аббаса (р.а.) в конце имеется дополнение:

وَثَمَنُهُ حَرَامٌ

«…[брать] цену за которые — харам» . Приводится от Абу Хурайры (р.а.), что Пророк (с.а.с.) сказал:

ثَلَاثٌ لَا يُمْنَعْنَ المَاءُ وَالْكَلَأُ وَالنَّارُ

«[Никому] не запрещается [пользоваться] тремя вещами: вода, пастбища и огонь» . [2] Всё это указывает на то, что люди имеют одинаковые права на воду, пастбища и огонь, а значит, никто из индивидов не может брать их в частную собственность. Однако стоит отметить, что слова, упомянутые в хадисе, являются словами категории «исм джамид» (имя существительное, к которому не применимо словообразование и словоизменение), а значит, в хадисе нет иллята. Если отталкиваться от этого, то получается, что хадис не содержит иллята, следовательно, можно подумать, что только три вещи могут представлять собой общественную собственность, а их качества как объекты общественных нужд не берутся во внимание. Однако при внимательном изучении этого вопроса можно обнаружить, что Посланник (с.а.с.) позволил индивидам брать в частную собственность воду в ат-Таифе и Хайбаре. Их жители действительно владели ей для орошения своих посевов и садов. Это говорит о том, что если бы при владении водой учитывалось то, что она — вода, а не то, что она является потребностью людей, тогда он (с.а.с.) не позволил бы индивидам брать её в частную собственность. Поэтому из слов Посланника (с.а.с.): «Мусульмане — совладельцы в трёх вещах… », — и его (с.а.с.) разрешения отдельным лицам владеть водой выводится иллят касательно партнёрства в воде, пастбищах и огне. Иллят будет заключаться в том, что подобные объекты относятся к нуждам общества , а значит, наличие или отсутствие мотивированной вещи (маалюль) зависит только от иллята. Следовательно, любой объект, который квалифицируется как общественная нужда, будет считаться общественной собственностью. И не важно, идёт ли речь о воде, пастбище, огне или чём-то другом, т.е. будет не важно, упоминается данный объект в хадисе или нет . В случае, когда объект перестал быть общественной нуждой, даже если он упоминался в хадисе, как, например, вода, то этот объект уже не будет относиться к общественной собственности. Это значит, что объект уже может относиться к тем вещам, которые дозволено брать в частную собственность. Критерием определения того, что относится к общественным нуждам, будет являться следующий аспект: отсутствие той или иной вещи в селе, городе или государстве толкает людей расходиться в её поисках. Подобная вещь и будет считаться объектом общественного значения, как, например, источники воды, леса для дров, пастбища для домашнего скота и т.п.». [3]

Из книги «Пятьдесят хадисов о политике Шариата», автор Исмат Авни Салим аль-Хаммури.


[1] «Сунан» Ибн Маджа. Аль-Альбани подтвердил его достоверность.

[2] «Сунан» Ибн Маджа. Аль-Альб ани подтвердил его достоверность.

[3] «Экономическая система» Такыюддина Набхани.