Файлы для скачивания:

  1. 2021_07_25_actual_3_AR.docx
  2. 2021_07_25_actual_3_RU.docx
  3. 2021_07_25_actual_3_UA.docx

Умеренность и экстремизм

Война Запада против Ислама принимает разные формы и проникает в разные области с одной лишь целью — удаление религии Аллаха из общественной жизни. Запад не ограничился искажением образа Ислама, разрушением Халифата, дискредитацией шариатских законов и обвинением мусульман в отсталости, а стал атаковать всё, что помогло бы Исламу вновь возглавить мир. У Запада сохраняется постоянный страх перед Исламом. Он никогда не останавливал заговоры против Ислама, чтобы земля не ушла у него из-под ног, когда мусульмане вновь обретут силу.

Запад смотрит на мусульман как на живую Умму со своей религией. Он видит, что мусульмане имеют универсальную религию, подходящую всем людям, и что их сердца всегда стремятся к единству. Он знает, что местоположение разрозненных мусульманских стран позволит им после объединения стать стратегически сильным государством, которое будет простираться на все континенты, включая западные земли. Он прекрасно понимает, что под ногами мусульман имеются огромные богатства, которые с избытком перекроют все потребности и превратят их в лидирующее государство. Он осведомлён о том, что мусульмане составляют почти треть населения всего мира. Но больше всего его тревожит то, что если мусульмане вернутся, то будут не убивать и грабить другие страны, а открывать сердца и выводить народы из тьмы неверия к свету Ислама, поскольку каждый мусульманин убеждён в том, что приобщение одного человека к Исламу дороже всего мира и того, что в нём содержится.

Запад осуществляет интенсивные нападки на шариатские законы и верных защитников Ислама с целью остановить распространение их влияния как на мусульман, так и на немусульман. Эти нападки соразмерны величине опасности, которую он ощущает.

Если бы не тот факт, что Ислам является истинной религией Аллаха, то он непременно исчез бы, не оставив после себя и следа. Но Аллах пожелал иначе. Мусульмане остались верными своей религии даже в дни упадка. Однако Западу удалось испортить и разворотить их жизненные мерила, концепции и склад ума. Ещё в своих прежних крестовых походах Запад увидел, что Ислам крепко сидит в сердцах мусульман и что любые попытки извлечь его оттуда потерпят крах. Поэтому он изменил свои планы и повторил крестовый поход, от которого мы всё ещё страдаем. Главная цель его новой кампании заключалась в том, чтобы удерживать мусульман подальше от своей религии и распространять среди них чуждые концепции, убеждения и мыслительные стандарты для обеспечения своей физической гегемонии. Итак, он поставил мусульман в идейную зависимость, за которой последовал физический контроль. Запад усадил над мусульманами правителей и окружил их необходимой политической и идейной средой. Затем он начал работать над тем, чтобы каждая страна была связана с ним, заставив государства мира проводить политику в одном направлении для достижения своих интересов и сделав мир похожим на акционерное общество, в котором он является капиталистом и производителем, а другие страны — рабочими и потребителями. Он окутал мир огромными информационными сетями, поставив в зависимость от них медиаресурсы других стран. Этим самым он хочет, чтобы мы читали только то, что он пишет, слышали только то, что он транслирует, видели только то, что он показывает, говорили и понимали только так, как он того хочет. Это новый вид колонизации, более эффективный, чем старый. Старый колониализм означает оккупацию человека извне, а новый означает наполовину внутреннюю, а наполовину внешнюю оккупацию, что ставит его в абсолютную зависимость и делает его полностью безопасным для колонизатора.

Более того, колонизатор хочет, чтобы мы понимали свою религию согласно его методу. А кто отклоняется от колонизаторской точки зрения в понимании Ислама, против того Запад использует все свои СМИ. Запад назвал такого мусульманина противоестественным, желающим нарушить нормы, отклониться от стандарта и разрушить консенсус. Он назвал его экстремистом, террористом, фундаменталистом и радикалом. Он изобразил его как врага человечества и мракобеса, который привык жить только в темноте, и как агрессора, который порождает вражду и ненависть. А после того, как он исказил образ и извратил правду, правящие режимы стали преследовать этого мусульманина, считая, что он заслуживает такой участи. При этом режимы пользуются тем, что люди не осознают происходящего, и в этом им помогают учёные, благословляющие все усилия Запада. Но мы наблюдаем сегодня пробуждение Уммы, что усложнило Западу и его марионеткам их задачу, поскольку мусульмане начинают понимать, что Запад, правящие режимы и эти учёные сидят в одной упряжке. Умма стала осознавать, что Запад — это главный враг, а правители мусульман — его помощники. Умма стала понимать, что эти учёные занимают свои должности по мере предательства религии на пороге правителей, что они восходят на пьедестал из-за упадка исламского мира, что они исчезнут вместе с падением режимов и что у правильного исламского возрождения есть на данный момент растрёпанные и пыльные, но набожные и честные учёные.

Сегодня мы находимся на этапе, когда Запад и мусульманские правители живут в страхе перед возвращением Ислама. Вот почему они изучают каждое исламское мнение, которое представляет для них угрозу, работают над его сдерживанием, выдвигают различные обвинения, используют против Ислама СМИ, пропагандистов и даже учёных. Вот почему каждое исламское движение, требующее только Ислама, они назвали экстремистским и террористическим. Мусульманские учёные, писатели-националисты и патриоты стали писать книги и читать лекции о необходимости противодействовать экстремизму и призывать к умеренности. В этом вопросе все они исходят из одной точки зрения — точки зрения Запада. Если бы не участие мусульманских учёных в этой схватке в попытке придать исламскую окраску и приемлемое лицо западной мысли, тогда эта тема не заслуживала бы нашего внимания, поскольку такие личности, как нынешние мусульманские правители, не имеют никакого веса в глазах Уммы, а их нападки могут даже привести к реакции, противоположной той, которой они хотят. Тут стоит отметить, что сами учёные начали изолировать себя от мусульман. Умма начала отворачиваться от них из-за их многочисленных оправданий, не несущих истины, и их фетв, которые отходят от шариатских принципов. В последнее время учёные не только противоречат исламскому пониманию, но и аннулируют шариатские тексты, которые Умма единогласно приняла. В некоторых своих фетвах они вполне спокойно призывают совершать предосудительное и запрещают благое. Рвение учёных, предлагающих мусульманам свои странные и чуждые Исламу идеи, направлено не на то, чтобы угодить Аллаху, а на то, чтобы угодить правителям и их хозяевам. Даже если они проявляют заботу о мусульманах и интересах исламского призыва в своих речах, однако Умма осознала абсурдность предлагаемых идей и вражду тех, кто их предлагает.

Теперь, после этого введения, которое необходимо для понимания постановки вопроса «экстремизм и умеренность», нужно рассмотреть его с исламской точки зрения, чтобы мусульмане могли знать правду без двусмысленности, поскольку одних чувств недостаточно для определения правильной позиции. Как обычно, мы будем рассматривать этот вопрос в соответствии с принципами Шариата, чтобы наш ответ соответствовал основам Ислама, то есть исламской акыде.

Ислам рассматривает все проблемы человека. Он организовывает отношения человека с самим собой посредством законов нравственности, пищи и одежды; организовывает отношения человека с другими людьми посредством законов взаимоотношений и наказаний; организовывает отношения человека со своим Создателем посредством законов вероубеждений и обрядов поклонения. Поэтому Ислам охватывает своими решениями все человеческие поступки. Исламская акыда — это всеобъемлющая мысль, способная ответить на все вопросы, связанные с жизнью.

Более того, Ислам имеет комплексное здание, основанное на фундаменте, из которого исходит всякое решение и на котором строится каждая мысль. Таким образом, концепции, убеждения и мерила Ислама являются того же типа, что и основная идея. Углубляясь в этот вопрос, мы видим, что Ислам основан на вере в то, что Аллах является Творцом и Управителем, а также что человек слаб, беспомощен, нуждающийся, неполноценный, ограниченный и неспособный к нахождению решений своим проблемам. Аллах отправил Своего Посланника (с.а.с.), чтобы люди узнали, Кому нужно поклоняться, как нужно поклоняться, какие награды ждут человека за поклонение и какие наказания ждут за непокорность в этом мире и загробной жизни. Так у мусульманина появляются мерила для всех жизненных дел, а именно — халяль и харам. Его разум начинает работать не для того, чтобы стать судьёй над шариатскими текстами, и не для того, чтобы принимать свои законы наряду с текстами, а, скорее, для того, чтобы понять, на что указывают эти тексты. Тексты, которые решают проблемы человека, исходят от Аллаха, и задача человека — понять их, чтобы придерживаться их указаний. В любом случае — правильно человек понял указание текста или неправильно — он будет вознаграждён при условии, что он следовал шариатскому методу иджтихада. Именно этим вызван большой интерес мусульман к подтверждению достоверности текстов, что породило такую науку, как «хадис», и большой интерес к пониманию текстов, что породило науку «усуль фикх», которая включает такие правила, как: «Законодателем является только Аллах», «В основе поступков и вещей лежит необходимость следования шариатскому доказательству», «Добро — это то, что вызывает довольство Аллаха, а зло — это то, что вызывает Его гнев», «Хорошее — это то, что считает хорошим Шариат, а плохое — это то, что считает плохим Шариат». Мы также видим, что мусульманин верит в то, что счастье обретается через довольство Аллаха и что спокойствие и стабильность основаны на удовлетворении потребностей и инстинктов на основе веры в Аллаха и приверженности Его Шариату. Отсюда мы видим, что строение Ислама является комплексным и полноценным. Все его идеи согласованы и основаны на одном фундаменте. То, что одобрено основой, то принимается, а что противоречит — оставляется.

То, что говорится об Исламе как об идеологии, то же самое можно сказать о капиталистической мысли, потому что она так же является идеологической. Идейная структура капитализма внутри полностью согласована. Поэтому идеология либо принимается полностью, либо отвергается полностью. Идея отделения религии от жизни составляет основу капитализма. Из этой основы возникли все решения и на ней строятся все идеи. Идея отделения религии от жизни, основанная на компромиссном решении, привела к убеждению, что человек является хозяином самого себя. И для того, чтобы он был хозяином самого себя, с него должна быть снята всякая опека, а этого можно достичь, только дав ему возможность воспользоваться четырьмя свободами. Так на Западе возникла идея свобод. Эта идея стала западной концепцией жизни. А быть хозяином самого себя означает, что человек стремится удовлетворить свои основные потребности в соответствии со своими собственными взглядами, не руководствуясь никакими внешними взглядами, такими как религия или другое. Так появилась идея демократии. Кто принимает идею отделения религии от жизни, тот считает, что счастье достигается путём получения максимально возможного количества удовольствия. Таким образом, главный интерес и цель всех действий он определяет самостоятельно.

Когда мысль гармонична внутри, она не приемлет смешения, а смешение в шариатском смысле означает ширк, будь то нарушение основы или нарушение ответвления.

Подобно тому, как Ислам не принимает демократию, потому что демократия — это правление народа, а в Исламе правит Шариат, так и капиталистическая мысль не соглашается с тем, чтобы Ислам достиг правления, потому что с приходом Ислама будет отменена демократия и все концепции, вытекающие из неё. Вот почему мы видим, что Запад борется с радикальными исламскими мнениями и движениями, стремящимися к власти. Он считает, что они представляют угрозу для его существования. С этой точки зрения он враждебно относится к ним, борется с ними и видит в них заклятого врага. Он вешает на них разные ярлыки. Он называет их фундаменталистами, потому что их мысли построены на определённых основах и не признают существование капитализма. Он называет их экстремистами, потому что они не сотрудничают с ним, и между этими двумя сторонами нет ничего общего. Он называет их сторонниками жёсткой линии, потому что они не уважают его мнение и не одобряют его присутствие. А если посмотреть внимательнее, то можно увидеть, что Запад сам владеет теми качествами, которыми описывает других. Он сам является фундаменталистом, потому что отталкивается от своей основы, в которую верит, и не принимает другой, противоположной основы, хотя идея демократии позволяет другим получить доступ к власти, если люди выберут их. Его так же можно назвать экстремистом, террористом и сторонником жёсткой линии, потому что он не уважает существование политического Ислама, не желает иметь с ним дело и не хочет согласовывать с ним общие вопросы. Сколько раз он противоречил своей же идеологии и обретал те качества, которыми клеймил других?! Что это за демократия, в которой капиталисты отменяют выборы, когда это, по их же мнению, единственный способ выразить волю народа, и заменяют её диктатурой?!

Если мы хотим оценить идею в плане того, является ли она истинной или ложной, нам нужно вернуть её к источнику, сопоставить с ним, а затем выносить решение. Мы не можем судить о какой-либо второстепенной идее, сопоставляя её с чужим источником. Мы не можем сказать, например, что счастье в Исламе должно основываться на достижении удовольствия. Мы также не можем сказать, что мусульманин должен верить в свободы, в которые верит Запад, потому что Ислам не одобряет и не принимает их. Кто довольствуется Исламом как основой, тот должен довольствоваться тем, что исходит из него, и принимать религию полностью, потому что оставить часть — всё равно, что оставить всё. Аллах говорит:

أَفَتُؤْمِنُونَ بِبَعْضِ الْكِتَابِ وَتَكْفُرُونَ بِبَعْضٍ فَمَا جَزَاءُ مَن يَفْعَلُ ذَلِكَ مِنكُمْ إِلَّا خِزْيٌ فِي الْحَيَاةِ الدُّنْيَا وَيَوْمَ الْقِيَامَةِ يُرَدُّونَ إِلَى أَشَدِّ الْعَذَابِ

«Неужели вы станете веровать в одну часть Писания и отвергать другую часть? Воздаянием тому, кто совершает подобное, будет позор в мирской жизни, а в День воскресения они будут подвергнуты ещё более ужасным мучениям» (2:85).

С этой точки зрения мы отвергаем исходящее от западных стран утверждение о том, что Ислам является религией умеренности и антиэкстремизма. Хоть это утверждение частично верно, но посредством него преследуется ложь, и оно проистекает из неправильной основы Запада.

Экстремизм, чрезмерность, злоупотребление имеют шариатские значения, и если мусульманин пойдёт против них, тогда он совершит харам. Точно так же умеренность, воздержанность, прямота и середина имеют свои шариатские значения, которых мусульманин должен придерживаться. То же самое касается небрежности и уступчивости. Если мы хотим узнать решения Шариата по ним, тогда мы не можем исходить из концепций и мерил, в которые верит капиталист. Такой подход запрещён. И это было бы услугой Западу и его идее, а также означало бы обращение на суд не к Исламу, чтобы он вынес решение об Исламе и его концепциях.

Есть много шариатских решений, которые мусульманин должен выполнять, и он будет считаться грешником, если оставит их, а Запад считает это экстремизмом, жестокостью и терроризмом. Например, джихад на пути Аллаха, деятельность по установлению Халифата, приказ одобряемого и удерживание от предосудительного, что включает, среди прочего, отчёт правителей, противостояние неверию, распространение призыва, борьбу с демократией, запрет ростовщичества, ношение женщинами хиджаба и многие другие законы, которые должен выполнять мусульманин. Можно ли судить об этих законах с точки зрения западной мысли, которая не принесла добра даже своим последователям? Могут ли мусульмане повторять слова западного человека?

Соответственно, мы должны отклонить западное понимание экстремизма и умеренности. Мы должны отвергнуть вмешательство Запада в дела нашей религии. Поэтому мы начали это исследование не с шариатского решения, а с политической позиции, посредством которой Запад навязывает Умме свои программы. Наше исследование связано с темой продолжения колонизации умов.

Теперь давайте узнаем видение Ислама по этому вопросу, что, несомненно, принесёт пользу призыву и приблизит к Аллаху.

Преувеличение или чрезмерность — это выход за рамки, установленные и определённые Шариатом. Противоположностью этому является небрежность или халатность, то есть то, когда человек не выполняет дело так, как требуется по Шариату, или вовсе оставляет его. Пренебрежение религией — это недостаток в выполнении её положений и демонстрация неспособности выполнять обязанности. Отсюда арабы и говорят: «Нет чрезмерности и халатности в Исламе» («Ля ифрата ва ля тафрита филь Ислям»).

Воздержанность — это средина, умеренность, праведность и прямота. Умеренный в религии — это тот, кто придерживается веления Аллаха и не допускает излишеств или небрежности. Аллах говорит:

مِّنْهُمْ أُمَّةٌ مُّقْتَصِدَةٌ وَكَثِيرٌ مِّنْهُمْ سَاءَ مَا يَعْمَلُونَ

«Среди них есть умеренные люди, но плохо то, что совершают многие из них» (5:66). И слово «умеренные» означает «придерживающиеся веления Аллаха, то есть той самой центральной линии, которую Он указал». Аль-Фаюми в книге «Аль-Мисбах аль-Мунир» пишет: «Умеренность в делах — это середина и выполнение требуемого, но не более» .

Исходя из этих объяснений, мы понимаем, что мусульманин должен придерживаться границ, установленных Аллахом, не переступать их, быть умеренным, то есть придерживаться прямоты в делах религии. Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

قُلْ: آمَنْت ُ بِاَللَّهِ ثُمَّ اسْتَقِمْ

«Говори: «Я уверовал в Аллаха», — а потом придерживайся прямоты» (Муслим). То есть придерживайся того, что велел тебе Аллах, и избегай того, что Он запретил. «Придерживайся прямоты» означает «будь богобоязненным». Следующие слова Аллаха как раз поясняют это:

وَاسْتَقِمْ كَمَا أُمِرْتَ

«Следуй прямым путём, как тебе было велено» (42:15). Аллах — это Тот, Кто приказывает, а мусульманин — тот, кто выполняет эти веления. Мусульманин не может знать сам по себе, как правильно быть богобоязненным и придерживаться прямого пути. Если он будет поступать согласно своему собственному мнению, тогда получится, что он следует своим страстям. А кто следует своим страстям, тот сбился с правильного пути. Поэтому придерживаться прямоты можно лишь следуя велениям Аллаха, не переступая их границ, не вдаваясь в чрезмерность и небрежность. Чтобы понять это, нужно вернуться к основе, как мы уже неоднократно подчёркивали.

Мусульманин верит в Аллаха и считает, что решения, которые принёс Ислам, соответствуют его природе, потому что эти решение исходят от Того, Кто создал человека, наделил его тело особенностями и создал то, что для него подходит. В то же время мусульманин считает, что другие религии и идеологии являются неполноценными, неправильными, искажёнными и не приносят человеку счастья. Причина этого заключается в том, что эти идеологии и религии либо придуманы беспомощным, нуждающимся, слабым, торопливым и ограниченным человеком, чей разум не способен постичь сущность человеческой природы и, следовательно, не может предоставить правильные решения, либо они исходили от Аллаха, но пришли только к определённым людям и народам, а не ко всему человечеству. Кроме того, человек приложил руку к этим религиям, исказив и изменив их.

Ислам отличается от других идеологий и религий, потому что это божественная религия, которая охватывает все человеческие действия и решает его проблемы так, чтобы обеспечить счастье в обоих мирах. Аллах говорит:

فَمَنِ اتَّبَعَ هُدَايَ فَلَا يَضِلُّ وَلَا يَشْقَى ، وَمَنْ أَعْرَضَ عَن ذِكْرِي فَإِنَّ لَهُ مَعِيشَةً ضَنكًا وَنَحْشُرُهُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ أَعْمَى ، قَالَ رَبِّ لِمَ حَشَرْتَنِي أَعْمَى وَقَدْ كُنتُ بَصِيرًا ، قَالَ كَذَلِكَ أَتَتْكَ آيَاتُنَا فَنَسِيتَهَا وَكَذَلِكَ الْيَوْمَ تُنسَى

«Всякий, кто последует Моему верному руководству, не окажется заблудшим и несчастным. А кто отвернётся от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая жизнь, а в День воскресения Мы воскресим его слепым. И скажет он: «Господи! Почему Ты воскресил меня слепым, если раньше я был зрячим?». Аллах скажет: «Вот так! Наши знамения явились к тебе, но ты предал их забвению. Таким же образом сегодня ты сам будешь предан забвению» (20:123–126). Кто не следует руководству Аллаха в этом мире, тот слеп и отклонился от истины.

Аллах сохранил эту религию для нас и защитил её тексты от изменений и искажений. Аллах говорит:

إِنَّا نَحْنُ نَزَّلْنَا الذِّكْرَ وَإِنَّا لَهُ لَحَافِظُونَ

«Воистину, Мы ниспослали Напоминание, и Мы оберегаем его» (15:9). Но Аллах не несёт ответственности за людей с неправильным пониманием. Сохранение текстов — это сохранение аргументов Аллаха против людей. Но сами люди могут сбиться с пути и неправильно понимать слова Аллаха. Они могут накладывать на тексты такие смыслы, которых там и близко нет, или добавлять неуместные комментарии, или скрывать что-то. Но, опять же, всё это касается понимания людей, а не текстов Корана. Поэтому мусульманин должен иметь крепкую веру, правильно следовать предписаниям религии и придерживаться прямоты относительно велений Аллаха, не отклоняясь от этого пути.

Ислам утвердил законы, а мусульманин верит в них. Человек не может издавать законы, независимо от силы своего разума, опыта и веры. В вопросе законодательства человек должен подчиняться текстам, даже если речь идёт о таких людях, как Абу Бакр ас-Сыддык. Возможно, именно это он и имел в виду, говоря в своей первой проповеди на посту халифа: «Повинуйтесь мне, пока я повинуюсь Аллаху и Его Посланнику. Если я ослушаюсь Аллаха и Его Пророка, то вы не должны повиноваться мне. Я — тот, который следует, а не тот, который выдумывает» . Это соответствует словам Посланника Аллаха (с.а.с.):

اتَّبِعُوا وَلَا تَبْتَدِعُوا فَقَدْ كُفِيتُمْ

«Следуйте и не выдумывайте, ибо вам этого достаточно» (Дарими).

Мы находим такое подчинение только у мусульманина и не находим ничего подобного в идеях тех, кто пытается решить человеческие проблемы. Мусульманин в корне отличается от них.

Исходя из вышесказанного, мусульмане обязаны придерживаться Шариата и не отступать от него, следовать за Посланником Аллаха (с.а.с.) и не выдумывать.

Если мы посмотрим на отношение мусульман к религии Ислам, с самого начала до наших дней, то обнаружим, что любовь к религии у мусульман сильнее, чем что-либо другое. Некоторые из них даже решили, что могут поклоняться Аллаху больше, чем требуется. Возможно, они стали недооценивать вменённое в обязанность поклонение, потому что видели в себе способность делать больше, чем требуется по Шариату. Поэтому они стали прибегать к чрезмерности в поклонении. Следуя собственным прихотям, они стали изобретать новые методы поклонения, о чём нет никаких сообщений и доказательств в религии. Они стали преувеличивать и навязывать свои подходы другим. А если кто-то не отзывался на их призыв, тогда они обвиняли его в недостаточном поклонении. Хотя во всех своих словах и делах они опирались на шариатские доказательства, но они проявляли чрезмерность в понимании и мнении. Такой подход запрещён, даже если появился из-за любви к Аллаху и Его религии. Это означает переход установленных границ. Аллах — Создатель всего сущего, и мы не знаем о Нём всё, как и не знаем, как нужно поклоняться. Напротив, Он знает всё. Если мы хотим Его довольства, то должны понимать, что Он будет доволен лишь тогда, когда мы станем следовать Его пути. Обращая внимание людей на Свои знания, Аллах говорит:

أَلَا يَعْلَمُ مَنْ خَلَقَ وَهُوَ اللَّطِيفُ الْخَبِيرُ

«Неужели этого не будет знать Тот, Кто сотворил, если Он — Проницательный (или Добрый), Ведающий?» (67:14). Сообщается, что Аиша (р.а.) сказала:

صَنَعَ النَّبِيُّ، صلى الله عليه وسلم، شَيْئًا تَرَخَّصَ فِيهِ، وَتَنَزَّهَ عَنْهُ قَوْمٌ، فَبَلَغَ ذَلِكَ النَّبِيَّ، صلى الله عليه وسلم، فَحَمِدَ اللَّهَ وَأَثْنَى عَلَيْهِ ثُمَّ قَالَ: مَا بَالُ أَقْوَامٍ يَتَنَزَّهُونَ عَنِ الشَّيْءِ أَصْنَعُهُ، فَوَاللَّهِ إِنِّي أَعْلَمُهُمْ بِاللَّهِ وَأَشَدُّهُمْ لَهُ خَشْيَةً

«Однажды Пророк (с.а.с.) сделал что-то и разрешил людям делать то же самое, но некоторые из них отказались от этого. Когда это дошло до Пророка (с.а.с.), он восхвалил и восславил Аллаха, а потом сказал: «Что происходит с людьми, которые отказываются от того, что я делаю?! Клянусь Аллахом, я знаю об Аллахе больше, чем они, и больше их боюсь Его!» (Бухари). В чрезмерность мусульманин сначала входит по щиколотку, но со временем полностью погружается в неё. Сообщается, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

إنَّ الدِّينَ يُسْرٌ، وَلَنْ يُشَادَّ الدِّيْنُ إلاَّ غَلَبَهُ، فَسَدِّدُوا وَقَارِبُوا وَأبْشِرُوا، وَاسْتَعِينُوا بِالغَدْوَةِ وَالرَّوْحَةِ وَشَيءٍ مِنَ الدُّلْجَةِ

«Поистине, религия эта легка, но если кто-нибудь начинает бороться с ней, она неизменно побеждает его, так придерживайтесь же правильного, и приближайтесь, и радуйтесь и обращайтесь к Аллаху за помощью утром, вечером и некоторое время ночью» (Бухари). В другой версии хадиса говорится:

سَدِّدُوا وَقَارِبُوا، وَاغْدُوا وَرُوحُوا، وَشَيءٌ مِنَ الدُّلْجَةِ، القَصْدَ القَصْدَ تَبْلُغُوا

«…так придерживайтесь же правильного, и приближайтесь, и радуйтесь и просите Аллаха о помощи утром, вечером и некоторое время ночью, и так мало-помалу вы достигнете цели» (Бухари).

К чрезмерности приводят благие намерения. Сообщается, что Анас (р.а.) сказал:

جَاءَ ثَلَاثَةُ رَهْطٍ إِلَى بُيُوتِ أَزْوَاجِ النَّبِيِّ، صلى الله عليه وسلم، يَسْأَلُونَ عَنْ عِبَادَةِ النَّبِيِّ، صلى الله عليه وسلم، فَلَمَّا أُخْبِرُوا كَأَنَّهُمْ تَقَالُّوهَا وَقَالُوا : أَيْنَ نَحْنُ مِنَ النَّبِيِّ، صلى الله عليه وسلم، وَقَدْ غُفِرَ لَهُ مَا تَقَدَّمَ مِنْ ذَنْبِهِ وَمَا تَأَخَّرَ. قَالَ أَحَدُهُمْ: أَمَّا أَنَا فَأُصَلِّي اللَّيْلَ أَبَداً. وَقَالَ الْآخَرُ: وَأَنَا أَصُومُ الدَّهْرَ أَبَداً وَلَا أُفْطِرُ. وَقاَلَ الْآخَرُ: وَأَنَا أَعْتَزِلُ النِّسَاءَ فَلاَ أَتَزَوَّجُ أَبَداً. فَجَاءَ رَسُولُ اللَّهِ، صلى الله عليه وسلم، إِلَيْهِمْ، فَقَالَ: أَنْتُمُ الَّذِينَ قُلْتُمْ كَذَا وَكَذَا؟ أَمَا وَاللَّهِ إِنِّي لَأَخْشَاكُمْ لِلَّهِ، وَأَتْقَاكُمْ لَهُ، لَكِنِّي أَصُومُ وَأُفْطِرُ، وأُصَلِّي وَأَرْقُدُ، وَأَتَزَوَّجُ النِّسَاءَ، فَمَنْ رَغِبَ عَنْ سُنَّتِي فَلَيْسَ مِنِّي

«Однажды к домам жён Пророка (с.а.с.) пришли трое людей, которые стали расспрашивать о том, как Пророк (с.а.с.) поклоняется Аллаху, а когда им рассказали об этом, они, очевидно, посчитав, что это им по силам, сказали: «Как далеко нам до Пророка (с.а.с.), которому прощены и прошлые его прегрешения, и будущие!». Потом один из них сказал: «Что касается меня, то я буду молиться каждую ночь напролёт». Другой сказал: «А я стану постоянно соблюдать пост». Третий же сказал: «А я буду сторониться женщин и никогда не женюсь». А через некоторое время к ним подошёл Посланник Аллаха (с.а.с.) и сказал: «Так это вы говорили то-то и то-то? Клянусь Аллахом, я больше вас страшусь Аллаха и больше вас боюсь Его, однако в некоторые дни я пощусь, а в другие не делаю этого, я молюсь по ночам и сплю, а также заключаю браки с женщинами, а тот, кто не желает следовать моей Сунне, не имеет ко мне отношения!» (Бухари, Муслим).

Аллах примет от мусульманина только те дела, которые были узаконены в Шариате, а поклонение, которое человек сам придумал как приближение к Аллаху, не будет иметь никакого значения. Сообщается, что Абу Катада рассказывал:

فَقَالَ: يَا رَسُولَ اللَّهِ، كَيْفَ بِمَنْ يَصُومُ الدَّهْرَ كُلَّهُ؟ قَالَ: لاَ صَامَ وَلاَ أَفْطَرَ

«Тогда он сказал: «О Посланник Аллаха! Что ты скажешь о человеке, который постится постоянно, без перерыва?». Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Он и не постится, и разговения не совершает» (Абу Дауд). Сообщается, что Ибн Аббас (р.а.) рассказывал:

لَمَّا بَلَغَهُ أَنَّ أُخْتَ عُقْبَةَ بْنِ عَامِرٍ نَذَرَتْ أَنْ تَحُجَّ مَاشِيَةً قَالَ: إِنَّ اللَّهَ لَغَنِيٌّ عَنْ نَذْرِهَا، مُرْهَا فَلْتَرْكَبْ

«Сестра Укбы ибн Амира дала обет совершить хадж пешком, однако Пророк (с.а.с.), узнав об этом, сказал: «Поистине, Аллаху не нужен её обет. Вели ей ехать верхом» (Абу Дауд). Сообщается, что Ибн Аббас (р.а.) сказал:

بَيْنَ مَ ا النَّبِيُّ، صلى الله عليه وسلم، يَخْطُبُ، إِذَا هُوَ بِرَجُلٍ قَائِمٍ، فَسَأَلَ عَنْهُ فَقَالُوا: أَبُو إِسْرَائِيلَ، نَذَرَ أَنْ يَقُومَ وَلاَ يَقْعُدَ، وَلاَ يَسْتَظِلَّ، وَلاَ يَتَكَلَّمَ، وَيَصُومَ. فَقَالَ النَّبِيُّ، صلى الله عليه وسلم: مُرْهُ فَلْيَتَكَلَّمْ وَلْيَسْتَظِلَّ وَلْيَقْعُدْ، وَلْيُتِمَّ صَوْمَهُ

«Однажды Пророк (с.а.с.), произнося проповедь, неожиданно увидел стоящего человека и спросил о нём. Люди сказали: «Это — Абу Исраиль, который дал обет в этот день стоять на солнце и не садиться, не укрываться в тени, не разговаривать и поститься». Тогда Пророк (с.а.с.) сказал: «Велите ему, чтобы он говорил, укрывался в тени и садился, а пост свой пусть доведёт до конца» (Бухари).

Тропа чрезмерности ведёт к погибели. Сообщается, что Посланник Аллаха (с.а.с.) трижды сказал:

هَلَكَ المُتَنَطِّعُونَ

«Погибнут проявляющие чрезмерную строгость!» (Ахмад). Также сообщается, что Пророк (с.а.с.) сказал:

يَا أَيُّهَا النَّاسُ إِيَّاكُمْ وَالْغُلُوَّ فِي الدِّينِ، فَإِنَّهُ أَهْلَكَ مَنْ كَانَ قَبْلَكُمُ الْغُلُوُّ فِي الدِّينِ

«Берегитесь чрезмерности в религии, ибо именно подобная чрезмерность погубила тех, кто был до вас» (Ахмад, Насаи, Ибн Маджа).

Но Пророк (с.а.с.) так же порицал тех, кто допускает упущения в религии. Например, это касается такого человека, который верит в основу религии, но пренебрегает своими обязательствами, полагаясь лишь на свои желания и мечты. Он совершает страшные грехи и готовится к тому, чтобы попросить за них прощение перед смертью, как будто он знает время и обстоятельства своей смерти. Такой подход сам по себе является запретным. Мусульманин должен принимать всю религию полностью и без промедления. Он должен стремиться к полному подчинению. Иначе он будет идти путями, которые находятся за пределами религии Аллаха.

Как Аллах и Его Посланник (с.а.с.) предостерегают от чрезмерности и небрежности отдельных людей, так же это предостережение адресовано и к группам мусульман, государствам и учёным. Сегодня многие мусульмане, которые несут призыв, и учёные из любви к Исламу хотят представить миру картину того, что религия — это терпимость и лёгкость. Они зашли в этом вопросе слишком далеко, впали в крайности, отклонились от прямой линии, проведённой Посланником (с.а.с.), стали пренебрегать многими решениями Аллаха и высказывать мнения, не имеющие ничего общего с текстами Ислама. Таким образом, некоторые хотят показать Западу, что Ислам соответствует времени и современности. Они даже стали отменять некоторые шариатские тексты, которые единогласно были приняты Уммой, не говоря уже о неправильном толковании многих других. Например, они говорят, что необязательно убивать вероотступника (муртада), хотя Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

مَنْ بَدَّلَ دِينَهُ فَاقْتُلُوهُ

«Если человек отрёкся от своей религии, убейте его» (Бухари, Ахмад). В своё оправдание они говорят, что сейчас не те времена и не те обстоятельства, что были при Посланнике Аллаха (с.а.с.). То есть своими мнениями они хотят соответствовать западной свободе вероисповедания. Также они говорят, что женщина может занимать руководящие посты, несмотря на хадис Посланника Аллаха (с.а.с.):

لَنْ يُفْلِحَ قَوْمٌ وَلَّوْا أَمْرَهُمُ امْرَأَةً

«Никогда не будет иметь успеха народ, возложивший правление на женщину» (Бухари, Ахмад, Тирмизи, Насаи). Они говорят, что в хадисе речь идёт только об определённых постах. Таким образом они хотят показать Западу, что чтят свободу женщины по западному пониманию. То же самое можно сказать о разрешении ростовщичества (риба́) под предлогом того, что это часть международных отношений, которых невозможно избежать.

Всё это приводит к потере норм Ислама и демонстрации его неспособности вести жизненные дела. На самом деле эти люди показывают лишь свою неспособность, а не Ислама. Причиной чрезмерности и небрежности является невежество в отношении религии. Поэтому гибель ожидает тех, кто впадает в чрезмерность, и тех, кто проявляет небрежность, поскольку у них желания взяли верх над Шариатом. Первый хочет удовлетворить то, что в его душе, а второй идёт на поводу у своих желаний, пытаясь угодить людям, а не Аллаху.

В любом случае мы лишь должны следовать Шариату, не выходя за его рамки и не проявляя небрежность. Так мы поймём слова Аллаха:

وَكَذَلِكَ جَعَلْنَاكُمْ أُمَّةً وَسَطًا لِّتَكُونُوا شُهَدَاءَ عَلَى النَّاسِ وَيَكُونَ الرَّسُولُ عَلَيْكُمْ شَهِيدًا

«Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины, чтобы вы свидетельствовали обо всём человечестве, а Посланник свидетельствовал о вас самих» (2:143). Аллах возложил на Умму свидетельство о людях, как Посланник Аллаха (с.а.с.) свидетельствовал о ней. Так Умма станет лучшей общиной и займёт своё место среди народов мира, подобно месту на вершине горы, поскольку это самое высокое и самое центральное место. Но ни в коем случае нельзя истолковывать этот аят согласно западному пониманию, основанному на компромиссном решении. Подобный подход запрещён. Акыда не может основываться на компромиссном решении, и это расценивается как неверие. Есть только два исхода — вера и неверие, свет и тьма, прямой путь и заблуждение. Что касается шариатского решения, то мы ещё раз повторяем, что нет никакого законодателя кроме Аллаха, и никто не имеет права обсуждать Его решения, поскольку Он — Всезнающий и обладатель всей мудрости.

Мы поняли, как Запад рассматривает вопрос экстремизма и умеренности, а потом увидели, как Ислам смотрит на эти вопросы. Разве эти два мнения совместимы?! Своими идеями и взглядами Запад хочет устранить то, что угрожает его существованию, и продолжить колонизацию. Как мы можем принимать его в качестве правителя и вершителя над судьбами мусульман?! Аллах говорит:

فَلِذَلِكَ فَادْعُ وَاسْتَقِمْ كَمَا أُمِرْتَ وَلَا تَتَّبِعْ أَهْوَاءَهُمْ

«Посему проповедуй и следуй прямым путём, как тебе было велено. Не потакай их желаниям» (42:15). Аллах говорит:

فَاسْتَقِمْ كَمَا أُمِرْتَ وَمَن تَابَ مَعَكَ وَلَا تَطْغَوْا إِنَّهُ بِمَا تَعْمَلُونَ بَصِيرٌ ، وَلَا تَرْكَنُوا إِلَى الَّذِينَ ظَلَمُوا فَتَمَسَّكُمُ النَّارُ وَمَا لَكُم مِّن دُونِ اللَّهِ مِنْ أَوْلِيَاءَ ثُمَّ لَا تُنصَرُونَ

«Будь же твёрд на прямом пути, как тебе велено, вместе с теми, кто покаялся наряду с тобой. И не преступайте границ дозволенного, ибо Он видит то, что вы совершаете. Не склоняйтесь на сторону беззаконников, дабы вас не коснулся Огонь. Нет у вас покровителей и помощников, кроме Аллаха, и тогда никто вам не окажет поддержки» (11:112,113).

Наши души склонны к этой религии, и мы хотим превознести её, а затем с помощью Аллаха открыть сердца и умы людей, чтобы они помогли ей. Благо, которое коснулось нас, так же должно коснуться и других людей. Просим Аллаха сделать наши исследования полезными для Уммы и всего человечества.

 

Из книги «Призыв к Исламу» Ахмада Махмуда