بِسۡمِ ٱ للَّهِ ٱ لرَّحۡمَٰنِ ٱ لرَّحِيمِ

Тасвир аль-Куран

Тасвир аль-Куран   — это термин, впервые использованный великим сподвижником Абдуллахом ибн Масудом (р.а.), как об этом сообщается во множестве достоверных преданий. Согласно одному из них, он сказал:

إِذَا أَرَدْتُمُ الْعِلْمَ فَأَثِيرُوا الْقُرْآنَ فَإِنَّ فِيهِ عِلْمُ الْأَوَّلِينَ وَالْآخَرِينَ

«Кто желает истинного знания, пусть побеспокоит (тасвир) Коран, ибо, поистине, в нём   — знание первых и последних». В другом сообщении говорится:

مَنْ أَرَادَ عِلْمَ الْأَوَّلِينَ وَالْآخِرِينَ فَلْيُثَوِّرِ الْقُرْآنَ

«Кто хочет постичь знание первых и последних, пусть побеспокоит (тасвир) Коран». Ещё в одном сообщении говорится:

ثَوِّرُوا الْقُرْآنَ فَإِنَّ فِيهِ عِلْمَ الْأَوَّلِينَ وَالْآخِرِينَ

«Беспокойте (тасвир) Коран, ибо в нём   — знание первых и последних» .

Подобные сообщения показывают истинное отношение предшественников к Корану и то, какое место занимала Книга Аллаха в их раздумьях. Ибн Аббас сказал: «Термин «Тасвир аль-Куран» является одним из примеров того, как нужно изучать и по-настоящему читать Коран». Учёные разошлись во мнениях относительно пояснения этого термина, даже если все их мнения и сводятся к одному смыслу. Ибн Атия сказал: «Тасвир аль-Куран означает обсуждать, изучать и исследовать, то есть делать всё, что ведёт к пониманию Книги Аллаха». Куртуби передал от некоторых учёных, что «Тасвир аль-Куран» означает читать и обсуждать с учёными Книгу Аллаха. Ибн Аджиба сообщил от Газали, что этот термин означает «стараться понять». То есть «добиваться ясности в каждом аяте», поскольку «в Коране упоминаются атрибуты Всемогущего Аллаха, Его действия, положение Его Пророков (а.с.), положение лжецов и то, как они были уничтожены, упомянуты Его веления и запреты, а также Рай и Ад». Аз-Заркаши передал от некоторых учёных, что «Тасвир аль-Куран» не достигается лишь поверхностным толкованием (тафсир). Абу аль-Лейс Самарканди посвятил целую главу данной теме, назвав её «Глава о том, как нужно побуждать к изучению толкования».

Слово «тасвир» имеет значения «переворачивать» и «рассматривать с разных сторон». В Коране говорится:

وَأَثَارُواْ ٱ لۡأَرۡضَ

«Возделывали землю» (30:9). То есть переворачивали землю и засаживали. Человек не поймёт смыслы Корана, пока не взглянет на него с разных сторон. Если собрать воедино все пояснения по поводу этого термина, можно сказать, что «Тасвир аль-Куран»   — это один из примеров того, как нужно размышлять над Книгой Аллаха. И этот метод изучения Корана включает в себя несколько этапов:

1   — Понять смысл аята в целом. И это то, что ищущий знание должен сделать в первую очередь, чтобы не отклониться от правильного понимания, чтобы не сказал то, на что аят не указывает ни в одном из способов толкования. А способы толкования бывают следующими: толкование слова, толкование смысла, токование указания (ишара) и сравнения (кияс). Поэтому после понимания смысла аята в целом необходимо изучить токования предшественников, если, конечно, есть желание узнать об аяте больше.

2   — Нужно ставить перед собой вопросы, что и является одним из важнейших этапов данного метода. Это позволяет глубже понять Книгу Аллаха. Если читать суру «Фатиха» с созерцанием и перекапывая коранический текст, тогда могут возникнуть следующие вопросы: в чём смысл того, что Коран начинается с воздания абсолютной хвалы Аллаху:

ٱ لۡحَمۡدُ لِلَّهِ رَبِّ ٱ لۡعَٰلَمِينَ ٢

«Хвала Аллаху, Господу миров» (1:1)? Какие ещё аяты содержат хвалу? В другом месте Корана Аллах говорит:

ٱ لۡحَمۡدُ لِلَّهِ فَاطِرِ ٱ لسَّمَٰوَٰتِ وَ ٱ لۡأَرۡضِ جَاعِلِ ٱ لۡمَلَٰٓئِكَةِ رُسُلًا

«Хвала Аллаху, Творцу небес и земли, Сделавшему посланцами ангелов» (35:1). Ещё в одном месте Он говорит:

ٱ لۡحَمۡدُ لِلَّهِ ٱ لَّذِي خَلَقَ ٱ لسَّمَٰوَٰتِ وَ ٱ لۡأَرۡضَ

«Хвала Аллаху, Который сотворил небеса и землю» (6:1). Почему Аллах начинает с хвалы, а лишь потом говорит о Своей власти в День Суда? Почему человек взывает к Аллаху, говоря «веди нас» ( ٱ هۡدِنَا ), молясь за всех мусульман? Что такое «прямой путь» ( ٱ لصِّرَٰطَ ٱ لۡمُسۡتَقِيمَ ) и какими должны быть приверженцы прямого пути? И тому подобные вопросы… Смысл заключается в том, что когда человек начнёт задавать эти вопросы и повторять их, он обнаружит, что во время чтения Корана год за годом его знания в области вывода, а также поиска пользы и тонкостей будут расти.

3   — Затем следует обсудить толкование аятов с учёными. Предшественники уделяли этому большое внимание. Доказательством тому является то, что они посещали специальные собрания, где Коран зачитывался хафизами. Ибн Таймия говорил: «От ищущего знание требуется понимать значения Корана и действовать в соответствии с ними. Если хафиз не обладает такими качествами, тогда он не из тех, кого называют людьми знания и религии». Также он говорил: «Коран слушали предшественники Уммы, величайшие шейхи, имамы, такие как сподвижники и табиины, а также те, кто пришёл после них: Ибрахим ибн Адхам, аль-Фудайль ибн Ийяд, Абу Сулейман ад-Дарани, Мааруф аль-Кархи, Юсуф ибн Асбат, Хузайфа аль-Мараши и им подобные. Умар ибн аль-Хаттаб однажды сказал Абу Мусе аль-Ашари: «О Абу Муса! Сделай напоминание нам о нашем Господе!». Абу Муса начал читать, а все слушали и плакали. Когда сподвижники Мухаммада (с.а.с.) собирались вместе, то просили одного из них почитать Коран, а все остальные слушали. Именно поэтому возможность слушать Коран   — это великое богатство, хорошая склонность, увеличение знаний, важное состояние и многое другое, а для перечисления всех преимуществ не хватит времени и места. К тому же, созерцание и понимание Корана ведёт к увеличению знаний и веры, что не поддаётся никакому объяснению. Абу Муса был учёным и читал Коран для учёных, которые, слушая его чтение, пытались понять смыслы слов Аллаха, а затем накладывали Коран на свои болезни, и это имело желаемый эффект. Они принимали участие в заседаниях, чтобы делать тасвир аль-Куран, обсуждать его и предлагать своё понимание аятов. Сообщается, что Ибн Аббас рассказывал: «Умар (р.а.) приглашал меня к себе вместе со старцами, принимавшими участие в битве при Бадре. В конце концов, это, похоже, вызвало гнев одного из них, и он спросил Умара: «Почему этот входит к тебе вместе с нами, ведь он не старше наших сыновей?!». В ответ им Умар сказал: «Вы же знаете о его положении!». Так однажды он позвал меня и пригласил к себе вместе с ними, и я думаю, что в тот день он сделал это умышленно для того, чтобы показать им. Умар спросил: «Что вы можете сказать о словах Аллаха: «Когда придёт помощь Аллаха и настанет победа, когда ты увидишь, как люди толпами обращаются в религию Аллаха, восславь же хвалой Господа своего и попроси у Него прощения. Воистину, Он   — Принимающий покаяния»? ». Один из присутствовавших ответил: «Нам было велено воздавать хвалу Аллаху и просить Его о прощении, когда нам будет оказана помощь и дарована победа»,   — другие же промолчали, не сказав ничего. Тогда он обратился с вопросом ко мне: «И ты скажешь то же самое, о Ибн Аббас?». Я ответил: «Нет». Он спросил: «Что же ты скажешь?». Я ответил: «Здесь имеется в виду срок жизни Посланника Аллаха (с.а.с.), о близости завершения которого сообщил Аллах. Аллах сказал, что «Когда придёт помощь Аллаха и победа»,   — это будет признаком близости твоего срока, и тогда «восславь же хвалой Господа своего и попроси у Него прощения. Воистину, Он   — Принимающий покаяния». Выслушав мой ответ, Умар (р.а.) сказал: «Я тоже ничего не знаю об этой суре кроме того, что говоришь ты».

Учёные принимали участие в заседаниях, чтобы обсуждать слова Аллаха. Ибн Зайд рассказывал: «После совершения добровольной молитвы (субха) Умар заходил в свою комнатку и звал молодых парней, которые читали ему Коран. Среди них был Ибн Аббас и мой племянник Уяйна. Они приходили, читали Коран, обсуждали Слова Аллаха и обучались, а ближе к обеденному сну они расходились». Однажды они читали аяты:

وَإِذَا قِيلَ لَهُ ٱ تَّقِ ٱ للَّهَ أَخَذَتۡهُ ٱ لۡعِزَّةُ بِ ٱ لۡإِثۡمِۚ فَحَسۡبُهُ ۥ جَهَنَّمُۖ وَلَبِئۡسَ ٱ لۡمِهَادُ ٢٠٦ وَمِنَ ٱ لنَّاسِ مَن يَشۡرِي نَفۡسَهُ ٱ بۡتِغَآءَ مَرۡضَاتِ ٱ للَّهِۚ وَ ٱ للَّهُ رَءُوفُۢ بِ ٱ لۡعِبَادِ ٢٠٧

«Когда ему говорят: «Побойся Аллаха!»,   — гордыня подталкивает его на грех. Довольно c него Геенны! Как же скверно это ложе! Среди людей есть и такой, который продаёт свою душу, надеясь снискать довольство Аллаха, и Аллах сострадателен к рабам» (2:206,207). Ибн Зайд сказал: «Тут говорится о муджахидах на пути Аллаха». Ибн Аббас сказал стоящим рядом: «Двое мужчин сразились». Услышав это, Умар спросил: «Что ты сказал?». Ибн Аббас ответил: «Ничего, о правитель правоверных». Умар повторил: «Ты сказал: «Двое мужчин сразились»?». Ибн Аббас ответил: «Я вижу того, кому приказывают бояться Аллаха, но гордыня подталкивает его на грех. И вижу того, кто продаёт свою душу, надеясь снискать довольство Аллаха. Один поступает так, а другой велит ему бояться Аллаха. Когда тот не согласился, и гордыня толкнула его на грех, тогда второй говорит: «Я продал свою душу!»,   — и вступил с ним в бой. Поэтому двое мужчин сразились». Умар сказал: «Да благословит тебя Аллах, о Ибн Аббас!».

4   — Учёные спрашивают о Коране у обладающих основательными знаниями. Одни из них отвечают другим, чтобы понять окончательный смысл аята. Сообщается, что Ибн Аббас рассказал Саиду ибн Джубайре: «Однажды, когда я сидел в Хиджре, ко мне подошёл мужчина и спросил о словах Аллаха:

وَ ٱ لۡعَٰدِيَٰتِ ضَبۡحٗا١

«Клянусь скачущими, запыхаясь!» (100:1). Я же сказал ему: «Это лошади, которые наступают на пути Аллаха, а ночью всадники готовят пищу и разжигают огни». Этот человек ушёл от меня и пошёл к Али, который находился у Замзама, и спросил об этом аяте. Али сказал: «А ты спрашивал об этом у кого-нибудь до меня?». Он сказал: «Да, я спросил у Ибн Аббаса, и он сказал, что это лошади, наступающие на пути Аллаха». Али сказал: «Иди и позови его ко мне». Когда я пришёл, Али сказал: «Ты выносишь решения в том, о чём у тебя нет знаний. Клянусь Аллахом, в первой битве мусульман у Бадра у нас было всего две лошади   — у Зубайра и Микдада. Как они могут быть скачущими запыхаясь? Тут говорится о животных, которые устремляются из Арафата в Муздалифу и из Муздалифы в Мину». После этого я оставил своё мнение и принял мнение Али».

5   — После всех вышеприведённых пунктов наступает стадия глубокого созерцания, продолжая пополнять свои знания о сурах и аятах.

Относительно суры следует изучать: 1) название суры или названия, если их несколько; 2) место и время ниспослания суры (мекканская или мединская); 3) количество аятов в суре, количество слов и букв; 4) достоинства определённой суры; 5) связь суры с тем, что идёт до неё, связь того, что говорится в начале суры с тем, что говорится в конце суры, а также связь между темами, затрагиваемыми в суре; 6) тематика суры.

Относительно аята следует изучать: 1) толкование аята; 2) достоинства аята, если они есть; 3) название, если оно есть; 4) время и место ниспослания аята; 5) разновидности чтения (кырааты), если их несколько; 6) грамматика (ираб) аята; 7) законодательные положения аята (правовые постановления относительно норм поведения (адаб) и в целом того, как себя вести); 8) положения, связанные с убеждениями; 9) отменяющий или отменённый (насих, мансух) аят согласно терминологии предшественников; 10) местоположение в суре; 11) причины (сабаб) ниспослания аята; 12) чудо и красноречие в аяте.

Отталкиваясь от познаний в этих пунктах, можно переходить к более глубокому пониманию смыслов Корана. Один из сподвижников сказал: «Кто прочтёт Коран, тот выполнит великое дело и поднимется на степень пророчества, разве что ему не будет ниспослано откровение свыше». Следует прилагать все усилия, чтобы понять Книгу Аллаха, принять послания и донести до людей нынешнего времени то, что познал.

6   — Улучшить понимание Корана поможет чтение в тишине и покое. В хадисе говорится:

إِنِّي لَأَعْرِفُ أَصْوَاتَ رُفْقَةِ الْأَشْعَرِيِّينَ بِالْقُرْآنِ حِينَ يَدْخُلُونَ بِاللَّيْلِ، وَأَعْرِفُ مَنَازِلَهُمْ مِنْ أَصْوَاتِهِمْ، بِالْقُرْآنِ بِاللَّيْلِ، وَإِنْ كُنْتُ لَمْ أَرَ مَنَازِلَهُمْ حِينَ نَزَلُوا بِالنَّهَارِ

«Поистине, я узнаю голоса людей из племени ашаритов, которые, войдя в свои дома, читают Коран по ночам, и я узнаю их дома по их голосам, когда они читают Коран ночью, хотя я и не знаю, в каких именно домах они останавливаются днём». Тема чтения ночью и чтения от сердца заслуживает отдельного исследования. Сегодня материализм поселился в сердцах людей и перевернул всё вверх дном. Ночь стала просто тёмным временем суток, а день   — светлым временем суток. Так освободи же время во мраке ночи для чтения Корана, повторяй то, что выучил, и изучай Книгу Аллаха методом тасвир, размышляя над ней. Будь из числа тех, кто читает Коран ночью и падает ниц перед Создателем!

7   — Соблюдение правил этикета, касающихся Корана. Коран   — это величайшая книга на земле. Поэтому к чтению Корана нужно подходить с соблюдением некоторых правил этикета. Этикет чтения Корана описывается в таких книгах, как «Нравственность носителей Корана» аль-Аджурри и «Пояснения к книге «Нравственность носителей Корана» ан-Навави. Чтобы лучше понять смыслы Корана, следует читать его по хизбам (7 частей Корана). Так поступали носители Корана, применяя Сунну Посланника Аллаха (с.а.с.). Этот метод у них известен как «Фамий Бишавк ( فمي بشوق )». Каждая буква символизирует начало одного хизба: 1) Ф   — сура Фатиха. В первый день читается от суры «Фатиха» до конца суры «Ниса». 2) М   — сура «Маида». Во второй день   — от начала суры «Маида» до конца суры «Тауба». 3) Й   — сура «Йунус». В третий день   — от суры «Йунус» до конца суры «Нахль». 4) Б   — сура «Бану Исраиль». В четвёртый день от суры «Исра (Бану Исраиль)» до конца суры «Фуркан». 5) Ш   — «Шуара». В пятый день   — от суры «Шуара» до конца суры «Йасин». 6) В   — «Саффат». В шестой день   — от суры «Саффат» до конца суры «Худжурат». 7) К   — сура «Каф». В седьмой день читается от суры «Каф» и до конца Корана.

Этот метод разработан для прочтения Книги за семь дней, но нет ничего плохого в том, что кто-то разделит чтение по-другому для удобства в изучении Книги Аллаха. Предшественники придерживались этого метода целых сорок лет. Методов созерцания и изучения Корана очень много. Мы же советуем прочитать по этой теме одну или две книги и придерживаться их методологии.

Сегодня многие ищущие знание не используют силу коранического довода в своих обращениях, а вместо этого пользуются западными или восточными методологиями. В книге «Дару Тааруд» Ибн Таймия пишет: «В деталях коранических аятов есть знания и вера, в обретении которых люди соревновались так, как мы не соревнуемся». Также он пишет: «Коран   — это источник, которым могут пользоваться все люди. И каждый берёт из него столько, сколько определено Аллахом». Да помилует Аллах Ибн Таймию!